Вопрос: Нарушает ли пост проглатывание воды при полоскании рта и носа?
Ответ: В хадисе, переданном имамом Ахмадом, приводится наставление Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) касательно глубокого полоскания носа, кроме как в Рамазан.
И такое предупреждение нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не напрасно, так как во время поста следует быть очень осторожным при полоскании рта и носа.
Согласно мазхабу имама Абу Ханифы, проглатывание воды при полоскании рта и носа нарушает пост. Согласно же одному из мнений имама Шафиги и имама Малика, а также ученых мазхаба имама Ахмада, пост не нарушается. При этом их мнение основывается на следующем аяте:
وَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ فِيمَا أَخْطَأْتُم بِه
«Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку». («Аль-Ахзаб», 5 аят)
А также на следующих словах Посланника Аллаха Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует):
رُفِعَ عَنْ أُمَّتِي الْخَطأُ وَالنِّسْيَانُ وَمَا اسْتُكرِهُوا عَلَيْهِ
«Моей умме прощены грехи, совершенные ими по ошибке, по забывчивости, а также совершенные насильно». (Табарани, Байхаки)
Согласно киясу вышеперечисленных ученых, проглатывание воды при полоскании рта и носа, приравнивается к употреблению пищи по забывчивости. А как известно Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
مَنْ نَسِيَ وَهُوَ صَائِمٌ، فَأَكَلَ أَوْ شَرِبَ، فَلْيُتِمّ صَوْمَهُ فَإِنّمَا أَطْعَمَهُ اللّهُ وَسَقَاهُ
«Пусть тот, кто поститься, поест или же попьет по забывчивости, дополнит пост! Поистине, его накормил и напоил Всевышний Аллах». (Бухари, Муслим)
По мнению ученых мазхаба имама Абу Ханифы, такое потребление пищи во время Рамазана не является забывчивостью, так как постящийся употребил пищу по ошибке. При этом, в качестве доказательства, они приводят следующие слова Али ибн Аби Толиба (да будет доволен им Аллах):
إنما الوضوء مما خرج وليس مما دخل وأما الفطر مما دخل
«Омовение совершается для очищения от того, что вышло, а не от того, что вошло. Что же касается поста, то его портит то, что вошло». (Байхаки)
Согласно тому, что сказано в «Аль-Хидая», прием пищи по забывчивости бывает чаще, нежели прием пищи в результате насилия или же по ошибке. К тому же в обоих случаях, в отличии от забывчивости, бывает причиной кто-либо или же сам постящийся.
Что касается аята и хадиса, приведенных выше, то они касаются лишь вопросов греховности или же не греховности.
Абдуссамад Махат, «Рамазан – вопросы и ответы»