Вопрос: В каких случаях вменяется каффарат?
Ответ: Нарушение поста является тяжким грехом. Ведь Всевышний Аллах сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَلَا تُبْطِلُوا أَعْمَالَكُمْ
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и не делайте тщетными ваши деяния». («Мухаммад», 33 аят)
Наряду с тем, что следующие действия, совершенные сознательно, делают пост недействительным, еще и вменяют каффарат:
1. Интимная близость супругов в дневное время во время Рамазана. Непосредственный половой акт нарушает пост недействительным, даже если не происходит семяизвержение.
2. Прием пищи.
При совершении этих действий, повторимся сознательно, восполняется день, в котором было совершено данное действие, а также вменяется каффарат.
В хадисе, переданном имамом Бухари и имамом Муслимом, Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:
إنّ النبى صلى الله عليه وسلم أمر رجلا أفطر فى رمضان أن يعطق رقبة أو يصوم شهرين متتابعين أو يطعم ستين مسكينا
«Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует) приказал мужчине, который сознательно нарушил пост в Рамазан, освободить раба, или же соблюдать пост два месяца подряд, или же накормить 60 мискинов».
По мнению мазхабу имама Шафиги и имама Ахмада ибн Ханбала, за сознательный прием пищи во время Рамазана каффарат не вменяется. Но, по мнению ученых мазхаба имама Абу Ханифы, каффарат вменяется как за сознательный прием пищи, так и за интимную близость в дневное время. Так, как сознательный прием пищи в дневное время является таким же проступком, как и интимная близость в запрещенное время. Это же подтверждается и хадисом, переданным имамом Даракутни от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует), за сознательное нарушение поста, приказал освободить раба, или же поститься два месяца подряд, или же накормить 60 мискинов.
Если при сознательном нарушении поста у женщины наступят женские дни, или она (или же мужчина) заболеет, то в этом случае полагается лишь каза (восполнение) без каффарата.
Если человек, сознательно нарушает пост, а затем выходит в путь, то есть становится мусафиром, то в этом случае ему вменяется как каза, так и каффарат.
Абдуссамад Махат, «Рамазан – вопросы и ответы»