Вопрос: Что можно давать в качестве фитр-садака?
Ответ: Следует отметить, что такова была мера фитр-садака во времена сахабов и праведных халифов.
При жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине было мало пшеницы. Однако когда границы мусульманского государства расширились, и пшеницы стало много, сахабы (да будет доволен ими Аллах) пришли к единодушному мнению, что пол сага пшеницы может заменить один саг ячменя, из чего и следует исходить впредь независимо от обстоятельств и возможных изменений уровня цен.
В хадисе, переданном имамом Бухари и имамом Муслимом, Ибн Омар (да будет доволен им Аллах) сказал:
فرض رسول الله صلى الله عليه وسلم زكوة الفطر صاعا من تمر او صاعا من شعير فعدل الناس به مدين من حنطة
«Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует) предписал давать в качестве фитр-садака саг фиников или же саг ячменя. Затем люди приравняли это к двум муддам пшеницы».
Две мудды пшеницы соответствует половине сага.
Имам Бухари передает, что Абу Сагид Аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: «При жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в качестве закятааль-фитр мы обычно раздавали по одному сагу какой-либо еды, или по одному сагу фиников, или по одному сагу сухого ячменя, или по одному сагу изюма. Когда же с приходом к власти Муауии появилось много пшеницы, он сказал: «Я считаю, что мудд пшеницы равен двум муддам того».
Как было сказано выше, пол сага пшеницы соответствует примерно 2,25 килограмма. Ученые мазхаба ханафитского толка считают, что бедным, вместо пшеницы, можно выплачивать ее стоимость деньгами. В трех остальных мазхабах в качестве фитр-садака следует давать лишь то, о чем упоминается в хадисах. То есть, ячмень, финики, изюм.
Они обосновывали свою точку зрения тем, что раздача садаки разговения была вменена в обязанность для того, чтобы избавить бедняков от нужды в день праздника разговения, однако человек может нуждаться не только в еде. Вот почему ученые утверждали, что в благополучное время выплачивать садаку разговения деньгами предпочтительнее, чем едой, так как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Избавьте их от необходимости обходить людей со своими просьбами в этот день». (Даракутни, Аль-Хаким)
Следует принимать во внимание существующие цены в тех случаях, когда фитр-садаку раздают хлебом, кукурузой или другими злаками, относительно которых нет прямых указаний в сунне.
Во время дачи фитр-садака следует учитывать, что предпочтительнее давать нуждающимся. Если люди больше всего нуждаются, к примеру, в пшенице, то лучше дать пшеницу. Если деньги, то деньги. В качестве доказательства можно привести следующее. Во время своего правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), для тех, у кого имелись верблюды, приказал выплачивать закят пятилетними верблюдами. Те, у кого их не было, он приказал выплачивать закят четырехгодовалыми верблюдами, а разницу восполнять чем-либо другим. (Бухари)
Когда Муаз (да будет доволен им Аллах) был в Йемене, он разрешил давать в качестве закята одежду. А причиной этому было то, что сахабы (да будет доволен ими Аллах) нуждались в одежде.
Все это является доказательством тому, что в меру необходимости закят или же садака можно давать в их эквиваленте.
Абдуссамад Махат, «Рамазан – вопросы и ответы»