Шурайха как-то спросили: «Как ты обрёл это знание?» Он ответил: «Посредством повторения его с учёными: я брал от них и передавал им».
Суфьян аль-Ауси
Повелитель верующих ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) купил у одного бедуина коня. Заплатив за него, он сел на коня и поехал прочь. Но не успел он отъехать далеко, как обнаружилось какое-то повреждение, которое помешало коню продолжать бег.
— ‘Умар повёл коня обратно и сказал тому бедуину:
Возьми своего коня, ибо он с изъяном!
Бедуин сказал:
— Я не возьму его назад, о повелитель верующих, потому что я продал тебе его здоровым и без изъянов.
Умар сказал:
— Выбери того, кто рассудит нас.
Бедуин сказал:
— Пусть нас рассудит Шурайх ибн аль-Харис аль-Кинди. Умар сказал:
— Хорошо, я согласен.
Повелитель верующих ‘Умар ибн аль-Хаттаб и владелец коня обратились на суд к Шурайху. Выслушав бедуина, Шурайх вернулся к ‘Умару ибн аль-Хаттабу и сказал:
— Ты забрал коня здоровым, о повелитель верующих? ‘Умар ответил:
— Да.
Шурайх сказал:
— Оставь у себя то, что ты купил, о повелитель верующих, либо верни его продавцу таким, каким ты взял его у него. ‘ Умар посмотрел на Шурайха с удивлением и сказал:
— А разве вершится суд иначе? Слово истины и справедливое решение… Поезжай в Куфу, я назначаю тебя судьей.
К тому времени когда ‘ Умар назначил Шурайха ибн аль-Хариса судьей, он не был нейзветсной личностью для мединского общества или человеком, чье имя не упоминали среди обладающих знанием и авторитетных его представителей – сподвижников и их старейших последователей.
Достойные и деятельные люди ценили Шурайха за его острый ум, уникальную проницательность и сообразительность, благонравие и глубокое знание жизни.
Шурайх был родом из Йемена, из племени Кинда. Немалая часть его жизни пришлась на времена невежества.
Когда Аравийский полуостров озарился светом истинного пути и лучи ислама достигли Йемена, Шурайх одним из первых уверовал в Аллаха и Его Посланника и внял призыву к прямому пути и истине.
Люди, которым были хорошо известны его достойнства, благонравие и прекрасные особенности его натуры, искренне желали, чтобы Шурайх приехал в Медину пораньше и успел встретиться с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), прежде чем тот покинул этот мир, дабы он успел перенять от него чистое знание непосредственно. Случись это, он удостоился бы чести называться сподвижником Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после того, как обрёл великое благо веры. И тогда благо окружало бы его со всех сторон. Однако случилось то, что было предопределено...
И ‘Умар не поторопился, назначив этого последователя сподвижников на столь важный пост и поручив ему судопроизводство, несмотря на то, что в те годы небо ислама ещё было украшено множеством звёзд — сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Последующие годы подтвердили проницательность , ‘Умара и правильность его решения.
Шурайх был судьёй для мусульман около шестидесяти лет подряд. Он занимал пост судьи не только при ‘Умаре, но и при ‘Усмане, Али и Муавии (да будет доволен Аллах ими всеми).
И он продолжил занимать этот пост и в период правления династии Омейядов. И только с появлением аль-Хаджаджа он попросил отправить его в отставку.
Шурайх дожил до ста семи лет. При этом жизнь его была полна достойных деяний и поступков, которыми он по праву мог гордиться.
Шурайх обогатил историю судопроизводства своими судебными решениями и уникальными примерами подчинения влиятельных и простых мусульман закону Аллаха, представителем которого был Шурайх.
В книгах можно найти множество историй об этом человеке
Однажды ‘Али ибн Абу Талиб потерял кольчугу, которая была очень дорога ему. Очень скоро он увидел, как один зиммий продаёт эту кольчугу на рынке Куфы. Узнав её, ‘Али сказал:
— Это моя кольчуга. Она упала с моего верблюда в такую- Ночь в таком-то месте.
Зиммий возразил:
— Нет. Это моя кольчуга, и она в моих руках, о повелитель верующих. ‘Али сказал:
— Это моя кольчуга. И я никому не продавал её и III рил. И твоей она стать не могла...
Зиммий сказал:
— Пусть нас рассудит судья мусульман.
‘Али сказал:
— Что ж, это справедливо. Пойдём же к нему.
И они отправились к судье Шурайху.
Когда они сели перед ним, Шурайх спросил ‘Али ибн
Талиба:
Что говоришь ты, о повелитель верующих?
‘Али сказал:
— Я обнаружил свою кольчугу у этого человека. Она упала с моего верблюда в такую-то ночь в таком-то месте, и я не продавал её ему и не дарил.
Шурайх спросил зиммия:
А что скажешь ты?
Он ответил:
— Это моя кольчуга и она в моих руках, и я не обвиняю повелителя верующих во лжи.
Шурайх повернулся к ‘Али и сказал:
— У меня нет сомнений в том, что ты говоришь правду о повелитель верующих, и что эта кольчуга действительно твоя но требуются два свидетеля, способные подтвердить то, что утверждаешь.
‘Али сказал:
— Да. Мой слуга Канбар и мой сын аль-Хасан могут свидетельствовать.
Шурайх сказал:
— Но свидетельство сына в пользу отца не принимается, о повелитель верующих.
‘Али воскликнул:
— Пречист Аллах! Человек из числа обитателей Рая — свидетельство не принимается! Разве ты не слышал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аль-Хасан и аль-Хусейн — предводители юношей обитателей Рая»? урайх сказал:
Да, мне это известно. Тем не менее я не могу разрешить сыну свидетельствовать в пользу отца.
Тогда ‘Али повернулся к зиммию и сказал:
— Забирай кольчугу, ибо у меня нет иных свидетелей.
Зиммий воскликнул:
— Но я свидетельствую, что это — кольчуга повелителя верующих!
О Аллах! Повелитель верующих сидит вместе со мной перед судьёй, и судья выносит решение в мою пользу! Я свидетельствую, что религия, которая повелевает это, — истина. И я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад — Его раб и Посланник! Да будет тебе известно, судья, что это кольчуга повелителя верующих и что я шёл за войском, когда оно двигалось к Сыффину и эта кольчуга упала с его тёмно-серого верблюда, и я взял её.
'Али сказал:
— Коль уж ты принял ислам, то я дарю её тебе. И дарю тебе вместе с ней этого коня.
И очень скоро люди увидели этого человека сражающимся с хариджитами под знамёнами ‘Али в день битвы при Нахраване. Он храбро сражался, пока не пал в бою, приняв мученическую смерть.
А вот еще одна история из жизни судьи Шурайха.
Как-то раз его сын сказал ему:
— О отец! Поистине, я веду тяжбу с некими людьм. Ознакомься же с нашим делом. Если правда на моей стороне, то я подам судебный иск против них. А если правы они, то я , договорюсь с ними и отдам им то, что причитается им.
И он рассказал отцу всю историю с начала до конца.
Шурайх сказал:
— Иди и подавай иск против них.
И тот отправился к тем людям и предложил им обратится в суд. Они согласились. А когда все они предстали перед судом, Шурайх вынес решение в их пользу.
Когда судья Шурайх вернулся домой вместе с сыном, сын сказал ему:
— Ты опозорил меня, отец... Клянусь Аллахом, если бы я не посоветовался с тобой прежде, я бы не упрекал тебя сейчас.
Шурайх сказал:
— Сынок, клянусь Аллахом, ты дороже для меня целой земли таких, как они, но Всевышний Аллах дороже для меня, чем ты. Я побоялся, что если сразу сообщу тебе о том, что правда на их стороне и ты договоришься с ними, не обращаясь в суд, то они могут недополучить что-то из того, на что имеют право. Поэтому я и сказал тебе то, что сказал.
Однажды какой-то человек попросил сына Шурайха поручится за него, а сам сбежал, чтобы не отвечать перед судом за свои действия. И Шурайх посадил сына в тюрьму вместо этого человека, и сам лично приносил ему еду в тюрьму каждый день.
Иногда некоторые свидетели вызывали у судьи Шурайха подозрение, но при этом он не видел способа отвергнуть их свидетельство, потому что не было оснований назвать их ненадежными.
И он стремясь к справедливости, говорил им, прежде чем они засвидетельствуют:
— Послушайте меня, и да наставит вас Аллах на истинный путь. В действительности это вы выносите решение против этого человека. Посредством вас я оберегаю себя от Огня. А вы еще больше нуждаетесь в том, чтобы защитить себя от Огня. Поистине, сейчас у вас есть право отказаться свидетельствовать и просто уйти.
Если же они настаивали на том, чтобы засвидетельствовать, Шурайх поворачивался к тому, против кого они собирались засвидетельствовать, и говорил ему:
— Знай, что я выношу решение на основании их свидетельства и при этом я считаю, что с тобой поступили несправедливо, но я не могу выносить решения на основе предположения, я выношу решение на основании свидетельства свидетелей. И поистине, моё решение не делает дозволенным для тебя ничего из того, что запретил Всевышний Аллах.
У Шурайха был девиз, который он всегда повторял, занимаясь судопроизводством:
— Завтра притеснитель узнает, кто остался в убытке. Поистине, притеснителя ожидает наказание. И поистине, притесненного ожидает справедливость. И поистине, я клянусь Аллахом, что тот, кто отказался от чего-то ради Всевышнего Аллаха, не станет жалеть об этом.
Ummet.kz