Он принял Ислам перед вхождением Пророка (мир ему и благословение) в даруль Аркъам. Его считают шестым по счёту, принявшим Ислам. Он был среди переселенцев в Эфиопию. Учавствовал во всех сражениях. Был хранителем вещей Пророка (мир ему и благословение): его подушки, зубочистки (сиуака), обуви, предметов гигиены в путешествиях. Этот сподвижник был похож на Пророка (мир ему и благословение) своим поведением, характером и молчанием.
Абдуллах ибн Мас’уд говорил: «Юношей, не достигшим совершеннолетия, я пас овец Лю’бата Аби Му’ита. Пришёл Пророк (мир ему и благословение) и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах). Они скрывались от многобожников. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) спросил: «О юноша, есть ли у тебя молоко, чтобы напоить нас?» Я ответил: «Мне поручено присматривать за ними, я не могу их подоить». Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Есть ли у тебя недойная овца?» Я ответил: «Да». И привёл им её. Связав её ноги, Пророк (мир ему и благословение) прикоснулся к её вымени. Затем обратился с мольбой к Всевышнему. Вымя овцы наполнилось молоком. Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) принёс камень с глубокой выемкой, в которую надоил молока. Из него выпили Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) и я. Затем Пророк (мир ему и благословение) повелел вымени уменьшиться, и оно сократилось. Позднее я пришёл к Пророку (мир ему и благословение), попросил его обучить меня Корану и обучился у него семидесяти сурам, в которых мне не было равных» («Аль-кабаир», том 1, 32 стр.; «Тахзибу ат-тазхиб», том 2, стр. 27).
Абдуллах ибн Мас’уд говорил: «Я был одним из первых шести мусульман на земле» (Муснад имама Ахмада, том 1, стр. 379).
У Хузайфата (да будет доволен им Аллах) спросили: «Расскажи нам, кто близок к Пророку (мир ему и благословение) характером, молчанием и поведением, чтобы мы научились у него и послушали его». Хузайфа (да будет доволен им Аллах) ответил: «Наиболее близким к Пророку (мир ему и благословение) в этих качествах был Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах), он даже прятался от нас в своём доме». Сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение) знали, что Ибн Умм ‘Абд (да будет доволен им Аллах) был одним из приближённых рабов Всевышнего. («Аль-Бухари фи фазаили Ас-Сахабати», № 3762)
Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) однажды встретил караван, в котором был и Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах). Умар (да будет доволен им Аллах) повелел одному из людей спросить, откуда прибыли всадники. Абдуллах (да будет доволен им Аллах) ответил: «Мы прибыли из глубокого ущелья». Человек спросил: «Куда вы направляетесь?» Абдуллах (да будет доволен им Аллах) ответил: «К древнему дому ». Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, среди них алим (учёный)». Он повелел спросить у них: «Какой аят самый предпочтительный?» Абдуллах (да будет доволен им Аллах) ответил: «اللّهُ لاَ إِلَـهَ إِلاَّ هُوَ الْحَيُّ الْقَيُّومُ» (смысл: «Аллах – нет божества, кроме Него, живого, сущего». Сура 2, аят 285, аятуль Курси).
Умар (да будет доволен им Аллах) повелел спросить: «Какой аят самый совершенный?» Абдуллах (да будет доволен им Аллах) ответил: «إِنَّ اللَّهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالْإِحْسَانِ» (смысл: «Воистину, Аллах велит вершить справедливость, добрые деяния и одаривать родственников». Сура 16, аят 90).
Далее спросили: «Какой аят всеобъемлющий?» Абдуллах (да будет доволен им Аллах) ответил: «وَمَنيَعْمَل مِثْقالَ ذَرَّة خَيراً يَره، ومَن يَعْمَل مِثْقَالَ ذَرَّة شَراً يَرَه» (смысл: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его». Сура 99, аяты 7–8).
Затем спросили: «Какой аят наиболее предостерегающий?» Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сказал: «لَّيْسَ بِأَمَانِيِّكُمْ وَلا أَمَانِيِّ أَهْلِ الْكِتَابِ مَن يَعْمَلْ سُوءاً يُجْزَ بِه» (смысл: « независимо от ваших мечтаний или мечтаний людей Писания. Тому, кто вершит зло, воздаётся тем же». Сура 4, аят 123).
И наконец спросили: «Какой аят самый обнадёживающий?» Абдуллах (да будет доволен им Аллах) ответил: «قل ياعبادي الذين أسرفوا على أنفسهم لا تقنطوا من رحمة الله» (смысл: «Скажи, : "О рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха!"». Сура 39, аят 53). Умар (да будет доволен им Аллах) повелел позвать их и спросил: «Среди вас ибн Мас’уд?» Люди ответили: «Да!»
Однажды Али (да будет доволен им Аллах) попросили рассказать об Абдуллахе ибн Мас’уде (да будет доволен им Аллах). Али (да будет доволен им Аллах) сказал: «Он знал Священный Коран и Сунну полностью, был обладателем знаний».
Абу Муса (да будет доволен им Аллах) говорил: «Не спрашивайте у меня ничего, пока среди нас этот учёный муж», – подразумевая Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах).
Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: «Клянусь Тем, кроме Которого нет божества, какой бы аят ни ниспосылался, я знал, где он был ниспослан. Я лучше всех знал, по какой причине он ниспослан. Если бы я узнал, что кто-то знает лучше меня книгу Аллаха и до него можно добраться на верховом животном, я бы непременно отправился к нему ».
Масрук (да будет доволен им Аллах) сказал: «Самыми знающими из сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение) были шестеро: Умар (да будет доволен им Аллах), Али (да будет доволен им Аллах), Абдуллах (да будет доволен им Аллах), Убай бин Ка’б (да будет доволен им Аллах), Абу Дардаъ (да будет доволен им Аллах), Зайд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах), из эти шестерых двое: Али (да будет доволен им Аллах) и Абдуллах (да будет доволен им Аллах).
О богобоязненности ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах)
Масрук (да будет доволен им Аллах) передаёт: «Однажды один человек сказал в присутствии Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах): «"Быть среди приближённых более желанно для меня, я не хочу быть лишь из числа асхабуль ямин". Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: "Тут есть человек, который не хочет, чтобы его воскресили после его смерти"» (подразумевая себя, страшась Всевышнего).
О его набожности
Рассказывает ‘Амр ибн Маймун (да будет доволен им Аллах): «Я навещал ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) год и не слышал, чтобы он рассказывал о Пророке (мир ему и благословение) и не произносил слов "Пророк (мир ему и благословение) сказал"». Однажды он, рассказывая хадис, произнёс слова: "Пророк (мир ему и благословение) сказал". Его охватила печаль, я увидел, что даже капельки пота скатывались по его лбу».
О его скромности
Однажды он вышел на улицу, и за ним последовали люди. Он спросил у них: «Есть ли у вас нужда?» Они ответили: «Нет, мы лишь хотим быть рядом с тобой». Он попросил их: «Вернитесь, поистине в этом приниженность для сопровождающих и смута для меня».
Передают, что он говорил: «Если бы вы знали обо мне то, что я знаю о себе, вы бы осыпали мою голову землёй».
О предпочтении им вознаграждения Ахирата
Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: «Как же прекрасны ненавистные людям: смерть и бедность. Клянусь Всевышним, мне безразлично, чем меня испытает Всевышний: богатством или бедностью. Исполнить долг к обоим из них – обязанность перед Всевышним: если будет богатство – это благодарность, если будет бедность – это терпение.