Герой нашей сегодняшней публикации был одним из ближайших сподвижников Пророка Мухаммада (с.а.у.). Будучи образцом праведной жизни, образцовой для всего человечества, и богобоязненности, он еще при жизни был обрадован вестью о Рае.
А степень его уважения со стороны первых мусульман была таковой, что он вошел в историю ислама как один из двух сподвижников, наряду с Абу Бакром (р.а.), удостоенных высокой чести быть имамом во время намаза в отсутствие Посланника Аллаха (с.а.у.).
Абдуррахман ибн Ауф родился в 580 году (Милади) в Мекке в семье Ауфа и Уммы Кульсум бинт Укба. При рождении родители дали мальчику имя Абдуль-Кааба, но после принятия ислама Пророк (с.а.у.) дал ему наилучшее из имен – Абдуррахман. Он происходил из одного племени с Посланником Аллаха (с.а.у.) – курейш, причем родословная Абдуррахмана ибн Ауфа пересекается с родословной Пророка (с.а.у.) в четвертом колене.
С юных лет Абдуррахман имел предрасположенность к торговле. Он занимался этим ремеслом в Сирии, Йемене и Эфиопии. Будучи в хороших отношениях с Абу Бакром (р.а.), Абдуррахман принял ислам спустя лишь 2 дня после того, как это сделал сам Абу Бакр ас-Сиддык (р.а.). После принятия ислама ему, как и другим мусульманам, пришлось пережить все муки и гонения со стороны мекканских многобожников. Однако в вопросах своей религии он был непреклонен и не соглашался вернуться к многобожию.
Абдуррахман ибн Ауф старался постоянно находиться рядом с Посланником Аллахом (с.а.у.). Сначала он совершил переселение в Эфиопию, затем, когда по воле Всевышнего было принято решение о переселении в Мекку, Абдуррахман был в числе тех, кто совершил хиджру.
Кроме того, Абдуррахман ибн Ауф принимал участие во всех ключевых сражениях мусульман, таких как битва при Бадре и битва при Ухуде, в ходе которой он получил множество ран и остался хромым на всю жизнь.
Также следует отметить, что помимо личного участия в сражениях, Абдуррахман расходовал большие средства на нужды мусульман. Однажды он выделил две тысячи дирхемов для снаряжения мусульман, после чего Посланник Аллаха (с.а.у.), обращаясь к нему, сказал: «Да благословит тебя Аллах за то, что ты дал. Да благословит тебя Аллах за то, что ты оставил себе».
Будучи весьма богобоязненным человеком, во время похода на Табук сподвижники избрали именно Абдуррахмана ибн Ауфа имамом для совершения молитвы, так как Пророк (с.а.у.) в это время отсутствовал. Едва мусульмане успели завершить первый ракаат, как к ним присоединился Посланник Всевышнего (с.а.у.), который отмолился за его спиной, а после окончания намаза воскликнул: «Я удовлетворен произошедшим».
После окончания пророческой миссии Мухаммада (с.а.у.), Абдуррахман являлся советником праведных халифов – Абу Бакра (р.а.) и Умара (р.а.), так как еще при жизни Посланника Всевышнего (с.а.у.) он был наделен правом выпускать фетвы. После перехода в мир иной Умара ибн Хаттаба (р.а.) кандидатами на должность халифа были выдвинуты Усман ибн Аффан (р.а.) и Али ибн Абу Талиб (р.а.). В ходе голосования оба кандидата получили одинаковое количество голосов, в связи с чем голос Абдуррахмана был решающим. Осознавая всю ответственность, выпавшую на его плечи, он решил поинтересоваться мнением народа, но и тут предпочтения были отданы обоим кандидатам в одинаковой пропорции. После чего Абдуррахман ибн Ауф подошел к Али (р.а.) и задал ему вопрос: «Согласен ли ты делать все для процветания уммы?» На что Али (р.а.) ответил: «Я буду делать все возможное». После этого Абдуррахман задал аналогичный вопрос Усману (р.а.), на что получил ответ: «Да». В результате чего Абдуррахман отдал свой голос за Усмана ибн Аффана (р.а.), который и стал третьим праведным халифом.
В 652 году в Медине Абдуррахман ибн Ауф перешел в мир иной. Погребальную молитву над ним совершил третий праведный халиф Усман ибн Аффан (р.а.), а провожая его в последний путь, Али ибн Абу Талиб (р.а.) сказал: «Ты достиг и познал чистоту этой жизни. Да ниспошлет тебе Аллах Свою милость».
Духовно - просветительский портал«ummet.kz»