Когда Всевышний изволил осуществить Свое предвечное решение о создании людей и сделать Адама прародителем человечества, Он сказал, обратившись к земле: «О земля, Я создам из тебя людей. Одни Мне подчинятся, другие — ослушаются Меня.
Ослушавшихся Меня Я отправлю в Ад, а подчинившиеся Мне войдут в Рай». После этого Аллах послал Джибрайла (а.с) за землей для сотворения Адама (а.с). Однако земля взмолилась: «Величием Того, Кто по- слал тебя ко мне, прошу тебя, не бери даже малую часть мою, дабы не горела она в огне в Судный день!» Милосердный Джибрайл (а.с), пощадив землю, вернулся ни с чем, ибо таково было решение Аллаха, и сказал Всевышнему, сгорая от стыда: «Когда попросила земля уберечь от огня Твоим именем, я ничего не смог поделать». Затем с этим же заданием был послан Микайл (а.с), и с ним про- изошло то же самое. В третий раз по велению Аллаха на землю спустился Азрайл (а.с).
Земля опять обратилась к нему с той же мольбой. Но он не решился оставить поручение Всевышнего из-за жалости к земле и сказал: «Величием Того, Кто послал меня к тебе, я тоже прошу уберечь меня от ослушания Ему и Его гнева». И Азрайл (а.с) вернулся с землей, исполняя поручение. Мягкую и жесткую, черную и красную, разного цвета, с раз- ных гор и равнин собрал он глину и предстал перед Всевышним. Потом ангел смерти по приказу Всевышнего начал разводить глину на сладкой, горькой и соленой воде. Из-за различного вкуса воды стали разными и черты потомков Адама (а.с). Оттого, что происхождение и цвет земли были неодинаковы, Аллах сотворил людей, говорящих на разных языках, красивых и некрасивых, хороших и плохих, черных и белых. Затем по повелению Всевышнего из глины изваяли тело Адама (а.с) без души и на некоторое время поставили его у ворот Рая, где проходили ангелы. Увидев тело приятной внешности и высокого роста, сотворенное так, как соизволил Творец, они с удивлением рассматривали его, поскольку раньше не видели подобного.
Заблудший Иблис, увидев прекрасное творение в обличии Адама (а.с), подумал: «Ради чего это создано?» Сгорая от зависти, он подошел к телу и толкнул его. Обнаружив полость внутри тела Адама, шайтан вошел в нее через рот и вышел снизу, а потом обратился к ангелам, чтобы испытать их: «Что вы будете делать, если Аллах возвысит его над вами?» Ангелы ответили: «Подчинимся повелению». Обескураженный Иблис сказал своему нафсу[1] с неприязнью к Адаму (а.с): «Если Аллах сделает его выше меня, я никогда не подчинюсь ему (Адаму). Если же меня сделает выше, чем он, я все равно доведу его до погибели!» Так из-за своей гордыни шайтан предпочел ослушание Всемогущего.
Подумайте, люди, для нас это важный пример, показывающий, можно ли опираться на свои знания и деяния. Посмотрите, му’мины[2], как омерзительна зависть, которая охватила Иблиса, несмотря на то, что это — харам[3]! Посмотрите на силу гордыни, которая привела его к противодействию Адаму — созданию, сотворенному по воле Всевышнего! Чем же Господь его обделил, чтобы он вышел на спор с телом без души? Ведь никому не было дано столь много знаний, сколько было у Иблиса. По части деяний тоже не было ему равных. Говорится, что на земле и на небесах не было и пяди, на которой он не сделал суджуд. Сорок тысяч лет он находился в Раю. Двадцать тысяч лет он читал проповеди, восемь тысяч лет был учителем, четыре тысячи лет делал тауаф вокруг ‘Арша. По тридцать тысяч лет он был старшим над раухани и куруби[4]. На первом небе его звали ‘Абид[5], на втором — Захид, на третьем —‘Ариф, на четвертом — Уали[6], на пятом — Таки[7], на шестом — Харис, на седьмом —‘Азиз.
Однако в Лаух аль-Махфузе он был записан как Иблис. И в сокровенном знании Аллаха ему был предрешен дурной конец, поэтому деяния его стали бесполезными.
[1] Нафс — собственное «я», эго.
[2] Му’мин — верующий, правоверный.
[3] Харам — то, что запрещено Аллахом.
[4] Раухани, куруби — разновидности ангелов.
[5] ‘Абид — поклоняющийся Богу; праведник, отличающийся усердным богослужением.
[6] Уали — праведник, святой.
[7] Таки — богобоязненный.
Кисас аль-Анбия
Духовно - просветительский портал«ummet.kz»