25
Ср,
дек

һижри

Покушение на Посланника Аллаха ( ﷺ) и принятие ислама Умайром ибн Вахбом

История пророка (с.а.с)

Урва ибн аз-Зубайр передаёт, что по происшествии недолгого времени после битвы при Бадре в Аль-Хиджре встретились друг с другом Умар ибн Вахб аль-Джумахи и Сафван ибн Умайя. Умайр был одним из шайтанов среди курайшитов и преследовал Пророка ( ) и его сподвижников, когда они находились в Мекке, а его сын, Вахб ибн Умайр, при Бадре попал в плен.

Они вспоминали об убитых курайшитах, а потом Сафван сказал: «Клянусь Аллахом, нет в жизни блага после их гибели!» Умайр ответил ему: «Клянусь Аллахом, ты говоришь правду! И, клянусь Аллахом, если бы не долг, который я не могу вернуть, и не дети, которые без меня пропадут, я бы поехал к Мухаммаду ( ), чтобы убить его, тем более что для приезда к ним у меня есть и другая причина, ведь мой сын у них в руках!» Сафван решил использовать этот случай и сказал: «Я верну этот долг за тебя, а твоя семья будет находиться вместе с моей, и я стану заботиться обо всех твоих близких, пока они живы, и буду делать для них всё, что в моих силах», и тогда Умайр сказал ему: «Никому не говори о нашем разговоре», а Сафван пообещал хранить молчание. 

После этого Умайр велел наточить свой меч и смазать его ядом, а потом двинулся в путь и добрался до Медины. Когда он опускал на колени свою верблюдицу у ворот мечети, его увидел Умар ибн аль-Хаттаб (رضي الله عنهم), который вместе с другими мусульманами говорил о том, как Аллах почтил их в день Бадра. Умар (رضي الله عنهم) сказал: «Этот пёс – враг Аллаха, и он явился сюда только с дурными намерениями!» Потом он зашёл к Пророку ( ) и сказал: «О Пророк Аллаха, сюда явился опоясанный мечом враг Аллаха Умайр». Пророк ( ) велел: «Приведи его ко мне», и Умайр вошёл. Что же касается Умара, то он схватил его за перевязь меча и сказал ансарам: «Войдите к Посланнику Аллаха      (), сядьте рядом с ним и охраняйте его от этого мерзавца, ибо ему верить нельзя!» - а потом и сам вошёл к Пророку (). Когда Посланник Аллаха      () увидел, что Умар держится за перевязь меча у шеи Умайра, он велел: «Оставь его, о Умар. А ты подойди поближе, о Умайр». После этого Умайр приблизился к Посланнику Аллаха () и сказал: «Да будет ваше утро благословенным», на что Пророк () сказал: «Аллах почтил нас более хорошим приветствием, чем твоё, о Умайр, приветствием обитателей рая «салям» (мир)». Потом он спросил: «Что привело тебя сюда, о Умайр?» Умайр сказал: «Я приехал из-за того пленника, который находится у вас в руках, чтобы вы хорошо обращались с ним». Пророк () спросил: «А зачем тебе меч, который привязан к твоей шее?» Умайр сказал: «Да проклянёт Аллах его вместе с другими мечами! Разве они избавили нас хоть от чего-нибудь?» Пророк () сказал: «Скажи мне правду, что привело тебя к нам?» Умайр ответил: «Я пришёл только ради этого». Тогда Пророк () сказал: «Но ты ведь встречался в Аль-Хиджре с Сафваном ибн Умайей, и вы говорили о курайшитах, тела которых сбросили в колодец, а потом ты сказал: «Если бы не мой долг и не дети, то я бы поехал в Медину, чтобы убить Мухаммада!» - а после этого Сафван пообещал вернуть твой долг и позаботиться о твоих детях, чтобы ты убил меня! Но Аллах не даст тебе осуществить этого!» Тут Умайр воскликнул: «Свидетельствую, что ты – Посланник Аллаха! О Посланник Аллаха, мы действительно считали ложью то, что ты сообщал нам, и те Откровения, которые ниспосылались тебе свыше, но при этом разговоре присутствовали только я и Сафван, и, клянусь Аллахом, теперь я верю, что все это ниспосылал тебе только Аллах! Хвала Аллаху, Который привёл меня к Исламу и направил меня этим путём!» Затем он принёс свидетельство истины, а Посланник Аллаха () сказал: «Расскажите вашему брату о религии, научите его Корану и отпустите на свободу его пленника». После этого Умайр сказал: «О Посланник Аллаха! Поистине, я всеми силами старался погасить свет Аллаха и причинил много горя тем, кто исповедовал религию Аллаха, так разреши мне вернуться в Мекку. Я буду призывать их к Аллаху, Его Посланнику и исламу – может, Аллах наставит их на истинный путь. А если нет, то я заставлю их вкусить то же, что пришлось вкусить твоим сподвижникам ради религии!» Посланник Аллаха  () отпустил его. Что же касается Сафвана, то он говорил людям: «Радуйтесь тому, о чём вы скоро узнаете и что заставит вас забыть о случившемся Бадре!» - и расспрашивал путников об Умайре до тех пор, пока кто-то из них не сообщил ему о том, что он принял ислам. Тогда Сафван поклялся, что никогда не заговорит с ним и не будет делать ему ничего хорошего. Важнейшие выводы, которые можно сделать из этой истории, таковы.

1.Язычники стремились к физическому уничтожению проповедников ислама. Сафван ибн Умайя и Умайр ибн Вахб договорились убить Посланника Аллаха (). Это свидетельствует о том, что враги призыва могут не ограничиться невосприимчивостью к призыву и попытками помешать ему и отвратить от него людей, а перейти к более решительным действиям, в частности к ликвидации проповедников. Они могут строить планы по уничтожению важных фигур исламского призыва и нанимать людей для приведения этих планов в исполнение. Состоятельные враги призыва могут использовать нужду бедняков и неимущих в своих целях. За деньги они охотно выполняют их поручения, даже если это и грозит им гибелью. Мы видим, как Сафван воспользовался бедностью Умайра, у которого к тому же были долги, чтобы послать его на верную гибель.

2.Сподвижники были бдительными и осторожными, у них было обострённое чувство безопасности. Умар ибн аль-Хаттаб сразу обратил внимание на прибывшего Умайра ибн Вахаба и заподозрил недоброе.  Он сказал, что это – шайтан, который пришёл лишь для того, чтобы причинить зло. Умар знал об Умайре достаточно. Этот человек причинял страдания мусульманам в Мекке, подстрекал язычников  сражению с мусульманами при Бадре и собирал сведения об их  численности. Руководствуясь своими знаниями, Умар счёл необходимым принять меры для защиты Посланника Аллаха  (). Он взялся за перевязь меча, который висел на шее Умайра, и таким образом лишил его возможности воспользоваться оружием для нападения на Посланника Аллаха (). В то же время он приказал нескольким сподвижникам охранять Посланника Аллаха ().                                                                                                                                                                 

3.Гордость своей религией. Посланник Аллаха () отказался отвечать на приветствие Умайра, которое использовалось язычниками во времена невежества: «Да будет ваше утро благословенным». Посланник Аллаха () сообщил Умайру о том, что Всевышний Аллах даровал мусульманам приветствие обитателей Рая, а потому он не станет приветствовать его так, как приветствовали друг друга неверующие во времена невежества.

4.Благородство нрава Посланника Аллаха (). Он отнёсся к Умайру снисходительно и великодушно, говорил с ним мягко, не порицал его и не упрекал, несмотря на то что тот пришёл со злом и имел намерение убить его. Посланник Аллаха   () отпустил на волю взятого в плен сына Умайра после того, как Умайр принял ислам и сказал своим сподвижникам: «Расскажите вашему брату о религии, научите его Корану и отпустите на свободу его пленника».

5.Сила веры Умайра. Принять ислам, он готов был противостоять всей Мекке. Посланник Аллаха () не стал препятствовать ему. Он открыто бросил вызов мекканцам, а потом вернулся в Медину. От него приняли ислам многие люди. Умар говорил о нём, что он один стоит тысячи. Он был одним из четырёх воинов, которых Умар отправил в качестве подкрепления к Амру ибн аль-Асу.

 

Духовно – просветительский портал «ummet.kz»

Поделиться: