25
Ср,
дек

һижри

Махрам для женщин

Семья
Объявление

Кораном установлен перечень запретных для брака родственников для мужчин в 4:23-24. Благодаря этому ясно описанному Аллахом списку был создан и махрам для женщин. Само слово происходит от арабского «родственник», «запретный». Женщина может снять платок перед близкими родственниками (махрам).

Махрамом женщины является тот, кто не имеет права (по шариату) вступить с ней в брак по причине кровного родства (ее отец, дед, прадед и т.д., ее сын, внук, правнук и т.д., ее дяди по отцовской и материнской линиям, ее брат и сыновья ее братьев и сестер), или молочного родства (молочный брат или муж ее кормилицы), или брачного родства (муж ее матери, отец, дед, прадед и т.д. ее мужа, а так же сын, внук, правнук и т.д. ее мужа). Махрам должен сопровождать женщину во время путешествий и находиться с ней рядом, когда она общается с посторонними (особенно с мужчинами). Это записано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!). Ведь он не только запретен для брака, но и является защитником и покровителем родственницы женского пола.

Рассмотрим все эти категории подробно.

Махрамы кровного родства:

Они упомянуты в суре «Свет» (ан-Нур) в словах Всевышнего (перевод смысла): «… и (пусть) не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер…» (Коран, 24:31).

Толкователи Корана отметили, что махрамами женщины из числа мужчин по линии кровного родства, как разъясняет или свидетельствует этот благородный аят, являются:

Предки женщины, как по линии отца, так и по линии матери: отцы и деды отца и матери. Что касается предков ее мужа, то они являются ее махрамами через брачное родство, как будет разъяснено ниже.

Потомки: ее сыновья, а также сыновья, внуки, правнуки и т.д. ее сыновей и дочерей. Что касается сыновей ее мужа, упомянутых в аяте, то это сыновья ее мужа от другой жены, и они являются ее махрамами через брачное родство, а не через кровные узы, к чему мы вернемся позже.

Братья женщины, являются ли они общими сыновьями ее родителей или сыновья ее отца или матери от других браков.

Сыновья и внуки ее братьев: сыновья их сыновей или дочерей.

Дяди со стороны отца и матери являются ее махрамами через кровные узы, хотя они и не упомянуты в аяте, поскольку они занимают место рядом с родителями и среди людей они имеют статус родителей, и дядя со стороны отца может называться отцом. Всевышний сказал (перевод смысла): “Или же вы присутствовали, когда смерть явилась к Йакубу? Он сказал своим сыновьям: «Кому вы будете поклоняться после меня?» Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима, Исмаила и Исхака” (Коран, 2:133), а Исмаил приходился сыновьям Йакуба дядей со стороны отца.

См. «Тафсир ар-Рази» (23/206), «Тафсир аль-Къуртуби» (12/232), «Тафсир аль-Алюси» (18/143).

Махрамы молочного родства:

Женщина может иметь махрамов по причине грудного вскармливания. В «Тафсире аль-Алюси» (18/43) сказано: «Родство, по причине которого женщина имеет право показывать свою красу, бывает как кровное, так и молочное. Они имеют право показывать красу своим отцам и сыновьям по молочному родству». Потому, что молочное родство, как и кровное, навсегда делает невозможным бракосочетание с родственниками той же категории, на что указал имам аль-Джассас в тафсире этого аята: «Упоминание Аллахом вместе с отцами других родственников, с которыми никогда нельзя вступать в брак, указывает на то, что такой же запрет относится и к другим направлениям родственных связей (молочное и брачное родство), и у родственников всех этих направлений одинаковое положение (хукм). Например, мать женщины, молочные родственницы и т.д.» (Ахкам аль-Къуръан, 3/317).

Таким образом, в молочном родстве являются запретными (для брака) те же категории родственников, что и в кровном родстве:

В благородной пророческой Сунне установлено, что «в молочном родстве запрещено то же, что запрещено кровном родстве». В хадисе от Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что однажды к ней пришел Афлях, брат Абу Къу’айса, и попросил разрешения войти. Он являлся ее дядей по молочному родству, и это было после ниспослания аята про хиджаб. Аиша сказала: «Я не впустила его, и когда пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказала ему об этом, и он повелел мне разрешить ему входить». Передал аль-Бухари. Такой же хадис привел имам Муслим со следующим текстом: «Передал Урва от Аиши, что она рассказала ему о том, что ее молочный дядя по имени Афлях попросил разрешения войти к ней, и я прикрыла себя покрывалом. Когда я рассказала об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «Не надо надевать покрывало перед ним, ведь поистине, молочные родственники запретны (для брака) так же, как и кровные» (Сахих Муслим с шархом ан-Науауи, 10/22).

Молочные родственники женщины подобны ее кровным родственникам, как это разъяснили ученые фикха, согласно доводам из Корана и Сунны. Следовательно, она может показывать свою красу молочным родственникам, подобно кровным — этим родственникам дозволено видеть те части ее тела, которые могут видеть ее кровные родственники.

Махрамы брачного родства:

Это те родственники, которым навсегда запрещено вступать с ними в брак, подобно женам отца, сына, или матери жены (Шарх аль-Мунтака, 3/7).

Махрамом брачного родства в отношении жены отца является его сын от другого брака. Так же махрамами женщины являются отец ее мужа и муж ее дочери. В аяте суры «ан-Нур» Всевышний Аллах упомянул: «… и (пусть) не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей…». Отцы и сыновья их мужей являются махрамами этой женщины через брачное родство, и Аллах упомянул их наряду с ее отцами и сыновьями, поставив их на один уровень в ее праве не покрываться перед ними.

Поделиться: