25
Ср,
дек

һижри

Алихан Букейханов — казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф.

Выдающиеся деятели
Объявление

Есть люди, чьи имена не тускнеют с годами. Такой яркой личностью и был Алихан Букейханов. Несмотря на многолетнее шельмование, ярлыки "буржуазного националиста" и "классового врага", его идеи помогли изменить мир к лучшему.

Алихан Букейханов родился, по одним данным, в 1866 году, по другим – в 1869-м. Потомок чингизидов, в детстве он проходил обучение у нанятых наставников, затем учился в трехклассной русско-казахской школе. Образование Алихан продолжил в Омском техническом училище, а затем в Санкт-Петербургском императорском лесном институте.

С детских лет Букейханов был хорошо знаком с творчеством Абая и Шортамбая, прекрасно знал историю и географию родного края. В то же время он не понаслышке был знаком с русской и мировой культурой. Обучаясь в Омске и Санкт-Петербурге, Алихан близко сошелся с представителями европейской интеллигенции. В числе его друзей были такие крупные ученые, как Григорий Потанин, академики Щербина, Шевцов, Бартольд и Радлов. А будучи избранным в Государственную думу, Букейханов сотрудничал с Керенским, Шульгиным и Чхеидзе.
В конце ХIХ века, будучи членом Западно-Сибирского отделения Российского императорского географического общества, Алихан Нурмухаметович публикует глубокие научные исследования. В частности, его труд "Исторические судьбы Киргизского края и культурные его успехи" вышел в свет в 1903 году в Санкт-Петербурге в многотомном альманахе "Россия. Полное географическое описание нашего Отечества". Кроме того, он публикует серию статей по истории и этнографии казахов.
Переломную роль в жизни молодого ученого-публициста играет его участие в работе экспедиции Щербины, которая исследовала особенности природы и экономики северо-восточных и центральных областей Казахстана. Затем он принимает участие в исследованиях Сибири. Из-под его пера выходят работы "Женщина по киргизской былине", "Кобыланды" и другие. Печатные труды Букейханова получают признание в среде научной интеллигенции.
В 1909 году в Петербурге им был издан сборник произведений Абая.

Штурмующие небо

Идея защиты бесправного народа от притеснений колониальных властей заставляет Алихана заняться правозащитной работой. Политические взгляды Букейханова, сначала принявшего марксизм, изменились после революции 1905 года. В марксизме он не принимает агрессивные идеи отрицания частной собственности и идеологию классового превосходства.
В ноябре 1905 года Алихан выступает как делегат на съезде земских и городских деятелей России с докладом о необходимости свободного употребления родного языка, о свободе вероисповедания, либеральном законодательстве о выборах. В том же году он вступает в партию кадетов и избирается членом ЦК. Букейханов часто публикуется на страницах газет, его имя становится известным, поэтому в 1906 году он становится депутатом первой Государственной думы. Причем в депутаты Алихан прошел, получив 175 голосов "за", и только один выборщик был против. При его активном участии начинает издаваться газета "Казах", сыгравшая огромную роль в подъеме духовной жизни Степного края.

В этот же период за ним устанавливается полицейская слежка, его неоднократно заключают под следствие.

Во время национально-освободительного восстания 1916 года Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов и другие представители казахской интеллигенции призвали степняков воздержаться от участия в восстании. Харизматичный деятель конкретными делами помогает обездоленным. В 1917 году Алихан возглавил в Минске отдел инородных народов, призванный помочь представителям Востока, которые оказались на фронтах Первой мировой войны. Его имя становится узнаваемым в самых разных концах империи. Падение самодержавия Букейханов принял с радостью, так как надеялся, что теперь последуют социальные реформы. В телеграмме, отправленной на родину, Алихан пишет: "Взошла заря свободы".

В марте 1917 года Букейханов назначается комиссаром Временного правительства. Но главная его цель – создание Казахской автономии. В мае того же года Алихан добивается прекращения жестокой деятельности в степях карательного корпуса генерала Лаврентьева. И уже в июле по инициативе Букейханова и его соратников проходит первый Всеказахский съезд, создается партия "Алаш" со своей программой.

В советский период программа и деятельность партии "Алаш" подвергались тотальному остракизму как "буржуазные и националистические". На самом деле объективный и непредвзятый анализ показывает, что в пунктах программы провозглашались те принципы, которые характерны для стран с демократическим устройством. В частности, в первой части программы говорилось, что "Россия будет демократической, федеративной республикой, в которой каждое государство станет самостоятельным, но будут совместно сотрудничать".

Во главе правительства будет президент, избираемый Учредительным собранием и Госдумой на определенный срок. Депутаты станут избираться на всеобщих, равных, прямых и тайных выборах. В отношении выборов не будут иметь значение происхождение, религия и пол человека. Григорий Потанин, анализируя проекты, выдвинутые лидерами "Алаш-Орды", подчеркивает, что надлежащей формой государственного устройства для них выступала "не родственная автономия, а автономия, привязанная к земле". В программе не было никаких сословных привилегий для диктатуры пролетариата и разжигания классовых различий. Установка партии "Алаш" на создание демократического, правового, экономически свободного, просвещенного общества расценивается как одна из немногих реальных, но упущенных возможностей иного, нежели советского, варианта развития Казахстана. 

В пламени войны

Российская смута 1917 года докатилась и до национальных окраин. В ноябре 1917 года власть в Петрограде захватывают большевики. Алихан Букейханов в "Памятке крестьянам, рабочим и солдатам" от 1 декабря 1917 года обвиняет Ленина в единоличном и безответственном правлении и отстаивает приоритет демократических свобод. Он прямо обвиняет большевиков в склонности к насилию, диктатуре и четко указывает: "С лица большевика спала красная маска революционера".
Идеи Алихана Букейханова о созыве Учредительного собрания были жестко пресечены Лениным, Троцким и другими вождями большевиков. В России развернулась гражданская война. В этих условиях казахским лидерам пришлось прибегнуть к более гибкой тактике. Созванный второй Всеказахский съезд единогласно постановил образовать территориально-национальную автономию казахов, чтобы защитить их в условиях анархии и разворачивающейся гражданской войны. Председателем Народного совета "Алаш-Орды" большинством голосов был избран Алихан Букейханов, а временной столицей автономии назван Семипалатинск. Делегатам было поручено подготовить созыв собрания и провозглашение автономии Казахстана.

В условиях войны лидеры "Алаша" входили во временный союз с командованием Белой армии, но в то же время начали переговоры с вождями большевиков. В марте 1918 года Иосиф Сталин и лидеры "Алаша" обменялись телеграммами и даже говорили по прямому проводу. Сталин в тот период считал возможным признать решения Всеказахского съезда.
Букейханов, будучи в Семипалатинске, несмотря на угрозы лидеров "Уш жуз", активно участвовал в переговорах. Магистральная цель соратников Алихана в этот период – получение автономии. Возможно, эти месяцы – с марта 1917 по осень 1920 года – стали звездным часом Алихана Букейханова. Исполнилась его мечта о создании хоть и куцей, но все-таки Казахской автономии. Он и его соратники хорошо понимали, что противостоять вооруженным отрядам Красной или Белой армий невозможно. Входить в конфликт с ними означало гибель и разорение аулов. Это было время ужасной неразберихи, когда человеческая жизнь мало чего стоила. Букейханов и его соратники сами нередко оказывались на волоске от смерти. Трагедия движения автономистов и их лидеров Букейханова, Досмухамедова и Байтурсынова заключалась в том, что руководство Белой и Красной армий не понимало стремления националов к свободе. Драма алашординцев была и в том, что они оказались втянутыми в водоворот событий гражданской войны, хотя не были их инициаторами. При желании лидеры "Алаш-Орды" могли эмигрировать или отсидеться на тихой окраине. Их метания, желание войти в союз с теми или иными силами были продиктованы стремлением защитить народ от огня войны.

В 1920 году после объявленной советскими властями амнистии лидер "Алаш-Орды" привлекался с большими ограничениями к просветительской работе. Ему поручались переводы на казахский язык произведений Толстого, Чехова, Короленко, писателей Европы и тюркоязычных авторов. Одаренный, энергичный Алихан Букейханов занимался также землеустройством и организацией овцеводства. Но власть, давшая ему большие обещания, становилась все более агрессивной. В 20-е годы ограничиваются гражданские свободы, пресекается деятельность альтернативных партий, а свободные СМИ уничтожаются.

По мере укрепления большевизма все более-менее значимые лидеры республики были взяты под особый контроль. Естественно, не избежал этой участи и Алихан Букейханов. В 1926 году он был вынужден перевестись в Москву. В том же году за выезд из Белокаменной без разрешения он был арестован ОГПУ и посажен в Бутырку. Но ничто не сломило его волю. 

Лихая година

Алихан Букейханов был арестован в Москве в 1937 году. Как позже рассказывала его дочь Елизавета, Алихан Нурмухаметович хорошо знал, что будет арестован. Он сообщил ей, что его теперь уже не выпустят, и попросил московских друзей помочь дочери. Мальчик, выросший в свободных степях Каркаралинских гор, политический деятель, сделавший много хорошего для людей, человек энциклопедических знаний, был арестован и препровожден в сталинскую тюрьму. Парадокс заключался в том, что ему так же, как и многим его соратникам, пришлось увидеть тюрьмы как Российской империи, так и Советского Союза.

27 сентября 1937 года Военная коллегия Верховного суда СССР по необоснованному обвинению приговорила Алихана Букейханова к расстрелу. На допросах и суде он взял на себя всю ответственность за действия партии "Алаш", пытаясь защитить участников движения. Делал он это сознательно. Алихан Нурмухаметович был расстрелян на пороге своего семидесятилетия.
С тех пор выросли целые поколения казахстанцев, не знавших о трагической судьбе лидера казахских интеллектуалов начала ХХ века. 14 мая 1989 года постановлением Верховного суда СССР Алихан Букейханов был оправдан в связи с отсутствием состава преступления.

К сожалению, до сих пор в стране, за независимость который Букейханов отдал жизнь, ему нет памятника, если не считать бюст в Каркаралы. Нет о нем и серьезных публикаций, за исключением работ Кенеса Нурпеиса, Дины Аманжоловой и Султанхана Аққулы. Нет даже документального фильма о личности Алихана Букейханова. А ведь этот незаурядный, умный и мужественный человек хотел свободы и равноправия для своего народа, смело боролся за его светлое будущее.

Буркитбай АЯГАН, доктор исторических наук, профессор, Астана

Источник: express-k.kz

Поделиться: