Махамбет Утемисов – один из выдающихся сынов казахского народа, поэт, гражданин, батыр, мыслитель, народный заступник. Он родился в 1804 году в местности Бекетай Букеевской орды (ныне Джанибекский район Западно-Казахстанской области) в многодетной семье.
У его деда Кулмали и отца Утемиса были «прохладные» взаимоотношения с феодальной знатью. Юность М. Утемисова протекала в период, когда в Западном Казахстане часто вспыхивали крестьянские волнения. В 16 лет Махамбет был признан лучшим акыном рода Бериш. Он легко побеждал бывалых акынов и быстро стал гордостью рода. Старшины и батыры с радостью раскрывали двери перед ним.
Самый уважаемый бериш старшина Исатай объявил его своим другом и братом. Слава о нем полетела по аулам всего младшего жуза, о нем знали ногайлинцы Едиля и шектинцы Каратау, кипчаки и найманы. Хан Внутренней орды Джангир назвал 19-летнего Махамбета главным поэтом Младшего жуза и отправил со своим сыном в Оренбург в качестве воспитателя ханского наследника. Джангир-хан имел намерение взять его в Петербург в составе своей свиты для посещения императорского дворца. В 1834 году Махамбет Утемисов назначается старшиной. Об этом периоде жизни избалованного славой придворного поэта рассказал Анауар Алимжанов в повести «Стрела Махамбета»:
«… В ставку хана Джангира был приглашен старшина Исатай для вручения ему Дарханной грамоты. Исатай не принял ее.
- От того, что ты не взял грамоту, ничего не изменится, Исатай ага. От счастья не бегут, руку дающего не бьют, – заметил Махамбет, когда Исатай покидал дворец.
- Ты прав, Махамбет. Но лучше о себе подумай. Ты живешь в саду, взращенной рабами, ты пьешь напитки, купленные ханом на деньги, отнятые у народа…»
Суровый урок преподнес Исатай Махамбету, раскрыл глаза поэта на жизнь. «… Слова Исатая звучали, как удары хлыста. Махамбет то бледнел, то краснел. Его впервые так осуждали, и осуждал Исатай, которого он любил как смелого и честного батыра… Слова Исатая отняли у него спокойствие. Он вспоминал о них за столом во время пиршеств и во время охоты на волков и лисиц. Он больше не мог, как прежде, беззаботно предаваться наслаждениям…»
Скрывать причину произошедшей в нем перемены Махамбет не стал, словно пелена упала с его глаз. Со всей мощью и откровенностью гения он говорил и пел о несправедливости, и уже никакие попытки ханской власти склонить Исатая и Махамбета на свою сторону не дали желаемого результата, их антиханские настроения становились все более явными и глубокими. Тогда Джангир перешел к открытому преследованию. Он добивается ареста Махамбета Утемисова. Его держали в тюрьме больше года «… за агитацию, попытку оставления ханских владений и перехода на левобережье Урала».
Готовился также арест Исатая Тайманова. В 1833 году управляющим Прикаспийским округом хан назначил Карауыл ходжу Бабаджанова, подчинив ему аул Исатая. Это была месть за неуступчивость и своеволие Исатая и Махамбета, попытка их изоляции с целью постоянного контроля.
Новый управляющий свою деятельность начал с постановки вопроса перед ханом об «отречении» Исатая от должности управляющего родом бериш и о переселении его и верных ему аулов на малоплодородные пастбищные участки. Исатай-батыр, посчитав это нарушением обычаев старины и личным оскорблением, вступил в борьбу со ставленником хана и отказался ему подчиняться. Начиная с конца лета 1833 года, жизнь многих аулов юга изменилась. Вместо обычной кочевки аулами отдельно друг от друга, родовые общины объединялись. На дорогах сновали гонцы и вестовые, спешившие с поручениями, устраивались сходы и советы, создавались оборонительные посты вокруг аулов против возможных нападений ханских сатрапов. Стало очевидно резкое недовольство населения ханскими биями, управлявшими родами в прикаспийской зоне. Одновременно на местах шла активная работа по вовлечению в движение, направленное против политики хана и султанско-байской группировки, все новых и новых аульных общин.
Создавались вооруженные ополчения, объединяемые в единую организацию. В одном из писем в Оренбургскую пограничную комиссию в мае 1836 года хан Джангир характеризовал Исатая и Махамбета как людей «совершенно вредных», просил поймать их и «удалить из Орды навсегда». Участились, особенно с начала 1836 года, нападения на аулы султанов и биев, разгромы их усадеб с захватом скота и земли. Исатай и Махамбет лично руководили несколькими такими «рейдами». В конце концов общины в прикаспийской зоне ханства стали открыто игнорировать власть ханских чиновников и переходили под управление Исатая. Исатай и Махамбет на одном из народных сходов объявили, что будут управлять самостоятельно, без участия и оглядки на хана. Освободительные и антиханские настроения распространились и на другие части Орды. Вскоре движение охватило все ханство.
Поэтический талант Махамбета вдохновлял повстанцев на борьбу с феодализмом. Именно этому периоду поэт посвятил стихотворение «Тот не герой». В маленьком стихотворении Махамбет показал образ настоящего джигита – воина – героя:
Кто не стер стременами ноги,
Кто не слился с копьем на коне,
Кто не все еще вызнал дороги
И потник не изъездил вконец,
Кто не знал день и ночь непокоя,
Кто не бредил едой и водой…
Тот еще не мужчина, не воин,
Тот еще не герой.
Хан Джангир просил оренбургское губернаторство о принятии срочных мер для задержания Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова и некоторых других их сподвижников, представляя их как «возмутителей» масс против официального порядка и политики царского правительства в степи. В письме к доверенным биям от 17 марта 1836 года хан писал, что Исатай и Махамбет «призывают население к неповиновению верховной власти. Они разгромили аулы старшин Карабекена и Жолана. Повелеваю вам схватить и доставить их в ханскую ставку». После двух лет неравной борьбы крестьянское восстание под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова потерпело поражение.
В тех конкретных исторических условиях оно не могло кончиться иначе не только потому, что за ханской властью и султанами-правителями стояла мощь царского правительства, но и потому, что крестьянское движение было локальным и ограниченным, не имело связи с освободительным движением в других частях Казахстана, России. Однако смелость восставших достойна восхищения. Они подняли в крае знамя борьбы против угнетателей и передали эстафету борьбы за социальную справедливость новым поколениям.
После гибели Исатая Тайманова Махамбет с небольшой группой повстанцев ушел в Хивинское ханство. Его попытка вновь поднять восстание не увенчалась успехом. Тайно возвратившись в Букеевскую орду, Махамбет вновь агитирует народные массы подниматься против хана и его приближенных. Схваченный людьми Джангир-хана, он был доставлен в станицу Калмыково и после двухнедельного содержания в местной тюрьме отправлен в Оренбург. Оренбургские власти освободили Махамбета, предупредив, что он будет жестко наказан, если и впредь будет участвовать в мятежах.
Свои мысли, связанные с этим периодом жизни, поэт изложил в стихотворении «Пичуга» – мрачном, отчаянном стоне глубоко одинокого человека, потерявшего верного друга. Чуть позже в стихотворении «Предсмертные слова Исатая, сказанные Махамбету» поэт рассказал о том, что произошло: Исатай просит прощения перед смертью у Махамбета за свою роковую ошибку:
…Как доверяться хану мог
И дать десятидневный срок?!
На время войско распустил…
А вероломный хан Джангир
Не так использовал наш мир.
…Не слушал, что ты говорил,
Когда, победой опьянен,
Я пожалел ревущих жен,
Отродье ханское простил…
Исповедь Исатая завершается просьбой:
Если умру иль закуют,
А ты останешься живой,
То сына уведи с собой,
Мою надежду…
Поэзию Махамбета называют гражданской: все строки ее дышат любовью к своему народу, земле, учат быть защитником слабых, держать данное слово до последнего вздоха, в них отражается жизнь и настроение казахского крестьянства, доведенного до крайней нищеты бесчеловечной эксплуатацией феодалов, протест против угнетения. Сам поэт в своих произведениях всегда выступал защитником интересов народа. В истории дореволюционной казахской литературы он был первым поэтом, открыто и страстно звавшим на вооруженную борьбу против угнетателей. Ведущая тема его творчества – тема народа, озабоченность его судьбой. Со всей искренностью сочувствуя бедам и страданиям крестьянских масс, по прихоти ханов лишенных своих земель и насильно переселенных на непригодные для жизни места, поэт мечтал о том, чтобы по «волжским и яицким лугам вольной толпой народ расселить», «скотом наводнить просторы берегов», «сынов простых казахов с потомками ханов уравнять» (стихотворение «Обращение к султану Баймагамбету»).
Любовь к народу в его творчестве сочетается с ненавистью к угнетателям. Гневно звучат стихи, в которых поэт показывает произвол и насилие феодалов. Он язвительно характеризует алчного и деспотичного хана Джангира, который, силой захватив крестьянские земли, щедро раздавал их своим приближенным. Поэт видит в нем заклятого врага народа, не уступающего никому в своем хищничестве, называет его «коварным волком», «ядовитой змеей», «скорпионом» (стихотворения «Проклятие Джангиру», «Обращение к хану Джангиру»). Презрением клеймит М. Утемисов султана Баймагамбета за жестокие преследования повстанцев, изобличает его лицемерие и коварство. Чувство беспредельной ненависти к хану, султанам у него вызвано не личной враждой. Он ненавидит их за то, что они обрекли «сынов простых казахов» на несчастья и страдания, за то, что «в их дворцы не проникает народный стон», за то, что они лишили родную страну покоя и мира (стихотворение «Были Яик и Волга для нас…»).
Поэт представителей аристократического сословия, весь ханский род называет извечными кровными врагами трудящихся. В общем литературном процессе той эпохи творчество М. Утемисова отличается пафосом воинствующего свободолюбия и силой гражданского голоса. Эти черты его поэзии особенно ярко выразились в произведениях, созданных в годы восстания. Борьбе посвящена преобладающая часть его литературного наследия, отразившая весь ход, все этапы освободительного движения казахского народа. Его агитационные стихи «Дело чести», «На наше дело нужен нар» и другие проникнуты жаждой борьбы, глубокой верой в справедливость, счастливое будущее народа.
В обращениях – импровизациях, рожденных в жарких боях, схватках с ханскими и царскими отрядами, он своим пламенным поэтическим словом поднимает дух, настраивает на боевой лад повстанцев, своих соратников. Напоминая людям, что на подобную борьбу «нужен тот герой, что духом не падет», акын готов отдать «жизнь свою ради Родины, жен и детей» («Злой буран не смирит поле»). Поэт вдохновляет товарищей на подвиг, героизм. В стихотворениях «Доблестный сын», «К нам вернется счастье», «Толгау», «Не печальтесь друзья» он воодушевленно и с любовью воспевает стойкость и отвагу повстанцев, их самоотверженную преданность в борьбе за свободу.
Автор статьи: Г. Жумашева, кандидат исторических наук.