Ислам — революционная религия. Революционность ислама заключается в том, что ислам устанавливает новые определения, понятия и критерии, которые призваны сделать жизнь людей лучше, легче и ярче. Таким образом, ислам заинтересован в определении каждого понятия и концепции.
Концепция прибылей и убытков действительно интересна особенно, когда мы узнаем, что ислам считает жизнь испытанием, а также рассматривает жизнь человека в качестве периода времени для совершения сделки. Арабский термин «теджарах» (торговля) с точки зрения филологии рассматривается как деятельность, участвуя в которой, человек обменивает какую-то вещь на другую. Некоторые люди торгуют даже надеждами людей, некоторые другие продают честь и меняют ее на что-нибудь.
Рассмотрим понятие выгоды и убытка, в понимании ислама.
Ислам дает понять, что в глазах людей неудачник — это тот, кто теряет деньги или мирские вещи. Что касается исламского понимания неудачи, то реально в убытке оказался тот, кто потакая своим похотям и капризам, отклонился от прямого пути и провел всю свою жизнь в заблуждении. Человек в исламе измеряется не размером благ, которыми он владеет, а добрых дел и счастья, которые он предложил окружающим его людям и человечеству в целом.
Коран дает много примеров людей, которые думали только о себе и воспринимались другими как победители. Однако, в действительности , они были проигравшими . История Каруна и рассказ о человеке из двух садов — это две четких иллюстрации таких людей. Карун был очень богатым, но сбитым с истины своим богатством и сокровищами, так как заботился только о них, думая, что это реальный успех — это обладание сокровищами. Некоторые люди, наблюдая издалека, желали только одного — иметь такой же успех, полагая, что это и есть настоящее блаженство. Другие, которые обладали истинным равновесия и говорили им:
«Горе вам! Аллах лучше вознаграждает тех, кто уверовал и творил праведное дело. И обретут награду только терпеливые». (Сура аль-Касас «Повествование». 28:80)
Таким образом, когда удача в мирских делах повернулась спиной к Каруну и он стал пожинать плоды своих собственных махинаций, был установлен новый критерий, и было конкретно видно, кто является проигравшим, а кто есть победитель.
В Коране сказано, что является заблуждением думать, что победителями являются те, у кого есть сила. В действительности же победителями являются те, которые богобоязненны.
Коран также рассказывает о некоторых людей, которые совершают некоторые добрые дела и владеют большим состоянием, но им не хватает веры в Аллаха и искренности. Это те люди, которые придут на Судный день, думая, что они сделали что-то, в то время как в действительности они потеряли все. Всевышний Аллах клеймит их как самых больших неудачников, понесших наибольший убыток. В Коране сказано:
«Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо? Это – те, которые не уверовали в знамения своего Господа и во встречу с Ним. Тщетны будут их деяния, и в День воскресения Мы не определим для них никакого веса» (Сура Сура аль-Кахф «Пещера». 18:103-105).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, однажды попытался показать своим сподвижникам как оценивать людей и как знать, кто неудачник, а кто — настоящий победитель. Таким образом, он спросил:
«Вы знаете, кто является банкротом?»
Оперируя мирскими критериями, они ответили:
«Для нас банкрот — это тот, кто не имеет ни денег, ни вещей».
Пророк ответил им:
«Реальный банкрот — это тот, кто совершает очень много добрых дел: соблюдает пост, делает хадж, молитву, но наряду с этим кого-то оклеветал, обругал, кого-то ударил, пролил чью-то кровь. Таким образом, когда его добрые дела закончатся в расплате за его грехи, тогда он начнет забирать грехи угнетенных им людей и после чего будет сброшен в ад».
Люди тратят свои жизни на приобретения и потери вещей, торгуя многими вещами, но думали ли они когда-нибудь о торговле с Аллахом? Неужели мы никогда не думали о торговле, где прибыль обеспечена навсегда? Заинтересовались?
Приведем пример. Вот условия сделки:
Всевышний Аллах заключил договор с человеком, что последний будет соблюдать следующее:
Верить в Аллаха и Его Посланника и отдать приоритет им перед чем-либо.
Исполнять приказы Аллаха и избегать того, что Он запретил.
Проведет свою жизнь и израсходует деньги в службе религии Аллаха.
Аллах предоставит человеку следующее:
Сохранит от мучений в Огне.
Поместит его в садах Эдема в вечном блаженстве.
Задекларирует его победу и объявит победителем навечно.
Где мы можем найти такой договор? Всемогущий Аллах говорит:
«О вы, которые уверовали! Указать ли вам на соглашение, которое спасет вас от мучительного наказания? Веруйте в Аллаха и Его Посланника и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. Он простит вам ваши грехи и введет в сады с ручьями текучими, поселит в прекрасных жилищах в садах вечности. Это и есть великое преуспеяние! Будет еще то, что вы любите: помощь от Аллаха и близкая победа. Сообщи же благую весть верующим!» (Сура ас-Сафф «Ряды». 61:10-13)
Дорогие читатели братья и сестра! Готовы ли вы подписать такую сделку? Поэтому, читайте Коран, чтобы знать свои права и обязанности.
Вывод: человек может потерять все, но он по-прежнему является победителем, пока он не потеряет себя и свои отношения с бесконечным источником благ — Аллахом. В то же время, человек может иметь все сокровища мира, но они не помогут ему, если человек намерен потерять себя.
Это же утверждение можно найти в Коране: «Клянусь послеполуденным временем, что люди, несомненно, понесут урон, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Сура аль-Аср «Предвечернее Время». 103:1-3).
Духовно – просветительский портал «ummet.kz»