02
Сб,
нояб

һижри

Равнодушие и черствость

Статьи
Объявление

На перилах балкона одного из последних этажей панельной многоэтажки вот уже около часа стоит молодой человек, готовый сделать последний в жизни шаг. А внизу ненасытная толпа с мобильными телефончиками ждёт не дождётся, чтобы успеть снять «эксклюзивное» видео.

Среди них нет «скромного парня лет двадцати, которого ищут пожарные, ищет милиция… ищут, но не могут найти». Не могут найти, потому что среди зевак просто нет парня, готового совершить даже если не подвиг, то естественный для нормального человека поступок и раствориться в людском потоке. Удивительно, но в наше время так никто и не находится, готовый помочь человеку, когда тому уже невмоготу, когда стоит он на краю и, может, в глубине души надеется, что всё-таки помогут, не дадут сделать непоправимое.

Безмерное равнодушие и чёрствость оставляют нас безразличными к беде ближнего. Сколько было таких случаев, когда можно было протянуть руку, сказать несколько слов понимания, но мешали безучастность и равнодушие к страданию другого человека. Имея на руках мобильные телефоны, люди в последние минуты чьей-то жизни думают о том, как бы не пропустить «шоу» и похвастаться потом перед знакомыми тем, что оказался очевидцем такого! Им бы, имея средство связи, хотя бы подумать о том, что можно вызвать работников по чрезвычайным ситуациям, не успокаиваясь тем, что «это уже кто-то сделал». В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него (оказавшего помощь) несчастье на том свете» (Муслим). Но для любителя «острых ощущений» важнее быть в центре событий, свидетелем какого-то происшествия, чем быть полезным, чем даже попытаться оказать посильную помощь.

 Мне кажется, подобные люди-зрители не были бы такими бесчувственными наблюдателями, понимай они, что беда не давала им слово обходить их стороной. Делать добро не из любви к созданию Всевышнего, а хотя бы из эгоизма, рассчитывая на ответное её проявление, тоже не многим приходит на ум. По такому поводу в достоверном хадисе так говорится: «Аллах помогает рабу Своему, пока тот помогает брату по вере» (Муслим). «Делай что должен, а там будь что будет», – гласит поговорка. И побежать наверх, к тому балкону, где замер отчаявшийся, – это же должное для разумного и адекватного человека. Этому естественному порыву мешают чёрствость, равнодушие, эгоизм, отстранённость, бездушие. Пороки нашего времени…

Помогать надо не по принуждению или из-за страха перед наказанием, а по порыву души, по зову сердца, из благородных помыслов, с чистыми намерениями. К тому же такой великодушный поступок не пройдёт даром. В достоверном хадисе говорится: «Окажите содействие, за это вам запишут вознаграждение» (Аль-Бухари).

Тем более что содействие и помощь оказать может каждый из нас. Для этого не надо обладать какими-то возможностями, ресурсами. Чаще всего вполне достаточно наше участие и тёплое слово, даже просто понимание чужой проблемы. Говорят также, что лучшая милостыня – это милостыня языка. Уж на это-то не стоило бы нам скупиться! Интересоваться здоровьем брата по вере не из приличия, а именно чтобы узнать, здоров ли он. Спросить о семье, чтобы порадоваться растущим детям вместе с ним. Постараться навещать престарелых родителей и заходить к ним не только на праздник. Всё это так легко и реально осуществимо! Ничего сверхъестественного! В хадисе говорится: «Поистине, Аллах любит людей, которые радуют верующих» (Табарани).

Думается, так воспитанный человек, приятный в общении, готовый на любезность, вряд ли будет далёким и от большого поступка. Мало-мальски верующий человек всегда понимает, что поступки зависят от намерения. И даже ценой своего благополучия он готов оказать помощь, ведь, поднимаясь на высотку к потерявшему надежду, сердобольный человек так или иначе сам может пострадать. Наверное, про таких в хадисе сказано: «Кто бы ни пострадал из-за защиты брата по вере, это станет для него преградой от огня адского» (Тирмизи).

Равнодушие наше и чёрствость – от слабой веры. Ни призывы к человеколюбию, ни банальные награды да почёт не сделают людей и само общество добрее и ближе. Сплочённость рождается вокруг какой-либо идеи. Мусульмане, когда начинают любить друг друга во имя Аллаха Всевышнего, становятся ближе и сплочённей, превращаются в нерушимый монолит. И тогда становится понятным и близким хадис, где так прекрасно сказано: «Мусульмане – как один целый организм: когда болит один орган, страдает весь организм».

 

 

Духовно - просветительский портал«ummet.kz»

Поделиться: