Рассказал Али асхаб (да будет доволен им Аллах): «достоинство каждого – в меру его знаний, а невежи – враги учёным. Так овладей же знанием, будешь жить с ним жизнью вечной. Люди – мертвы, а учёные – живы».
Чем дальше идут научные открытия, тем больше подтверждений несомненной пользы всего, что предписал Всевышний для своего лучшего творения – человека.
Хочу предложить читателям интересный материал о том, как омовение стимулирует кору головного мозга, и о том, почему считается сунной после его нарушения возобновить омовение.
Во-первых, кора головного мозга работает по принципу доминанты, т.е., если в коре имеется один возбуждённый участок, то он подавляет активность всей остальной коры. А отправление естественных потребностей является мощным возбуждающим фактором, подавляющим всю остальную кору.
И омовение, совершённое после этого, приводит всю кору в оптимальное возбуждённое состояние.
Английский учёный У. Пенфильд в 1956 году сделал открытие, подтверждающее, что раздражение определённых участков кожи приводит в возбуждение определённые участки коры головного мозга. А омовение, причём трехкратное, является таким оптимальным раздражителем. В схеме известного своим открытием учёного У. Пенфильда можно увидеть, как при омовении возбуждается почти вся кора (около 83 %) головного мозга.
На этой схеме отчётливо видно, что при омовении частей тела активизируется значительно большее количество коры головного мозга, чем при мытье всего тела. Согласно сунне, омовение рекомендуется делать не только перед намазом, но и перед любым ответственным мероприятием, поездкой, занятием наукой и т.д.,где требуется активная и динамичная работа мозга.
Эти знания об эффектах омовения были бы невозможны, если бы не были сделаны научные открытия, начиная с Китая 5 тыс. лет тому назад и заканчивая теорией У. Пенфильда в XX веке. Поэтому наука и является одной из составных частей Ислама. Ведь не зря великий учёный и просветитель в исламском мире имам Шафии сказал: «Есть только две науки: наука религии и наука тела». И сегодняшние научные открытия показывают взаимосвязь этих наук и иджаз (знамения) сунны.
Таким образом в Исламе наука является его составной частью. Не зря Шарль Мисмар сказал: «Увеличение познаний в науке Ислама ослабляет веру у последователей других верований, а у мусульман – только усиливает». Наверное, поэтому в Исламе намного выше оценивается время, проведённое в занятиях наукой, чем время, потраченное на формальное и неосознанное выполнение исламских культов. Ведь хадис гласит: «Изучение раздела изильму лучше, чем молитва в 100 ракаатов». А в Священном Коране в одном из часто читаемых аятов (сура 3, аят 18) Всевышний учёных упоминает сразу после ангелов. То есть по значимости им отведено второе место среди всех божьих творений. Нетрудно сравнить состояние коры головного мозга мусульманина, совершающего пять раз в день омовение и возобновляющего его после каждого его нарушения, и немусульманина, моющего руки и лицо, как правило, по утрам. Ведь сунной является находиться в постоянном омовении.
Магомед Магомедов, доктор медицинских наук.
Духовно - просветительский портал«ummet.kz»