Вопрос: Насколько можно доверять итогам истихара намаза?
Ответ: Человек, оказавшись перед выбором, будь то в вопросах торговли, женитьбы, путешествия или чего-либо еще, всегда хочет сделать правильный выбор. Самое важное, чтобы человек, будучи в поиске верного решения, не переходил границ дозволенного и не впадал в греховное, поддавшись своим эмоциям и чувствам. Не стоит пренебрегать советами других людей, однако лучше, если человек обратиться за советом к знающим и сведущим в этих вопросах людям.
Ибо как сказано в аяте Священного Корана: «О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете!» (сура Али Имран, аят – 118)
Как видно из аята, верующий не должен доверять, кому попало, и должен осознавать важность своего решения. Ведь не зря говорят «семь раз отмерь, один раз отрежь», ибо решение, принятое на авось, в последующем может очень больно аукнуться человеку, ввиду своей ошибочности, и негативно повлиять, таким образом, как на материальную сторону его жизни, так и на духовную. Поэтому советоваться с людьми знающими, опытными, сведущими в любом, даже кажущемся не столь значительном вопросе, должно стать обыденной практикой для верующего человека. Посланник Аллаха (мир ему) будучи примером для всех людей, всегда советовался со своими сподвижниками, хотя, по сути своей, являясь пророком Творца, обладал куда большими знаниями, чем они. Тем самым он показал своей умме на сколько важно советоваться и принимать решения, выслушав мнение окружающих тебя людей.
Посланник Аллаха (мир ему) однажды повелел: «Тот, кто совершает истихару, кто советуется с другими, не будет в проигрыше, а относящийся бережливо к средствам не будет испытывать проблем с обеспечением семьи» (Таджрих 4:135). Как видно из хадиса для верующего важными являются три момента: истихара, совет других людей, и бережное отношение к материальным благам. Истихара – это прошение у Всевышнего Творца благого решения. То есть человек просит у Создателя возможность узнать является ли это дело для него благим или нет, нужно ли это совершить сейчас или лучше подождать и отложить на потом. Истихара является сунной Посланника Аллаха (мир ему), которую он советовал своей умме.
Пророк сам учил сахабов как правильно совершить истихару и какое дуа нужно читать после. Джабир бин Абдуллах отмечая важность и значимость истихара-намаза сказал: «Посланник Аллаха (мир ему) обучил нас совершать истихару по любому поводу, также как обучил нас сурам Священного Корана и повелел нам: «Когда кто-то из вас захочет совершить какое-то дело с душой, то пусть совершит два ракаата намаза» (Бухари, Кусуф; 75).
Имам Газали советовал на первом ракаате после суры «Аль-Фатихи» читать суру «Кафирун», а на втором суру «Ихлас». (Имам Газали «Ихъяу Улюмиддин» (Дару Ихъяи-Кутубуль-Араби) 1:207).
По преданию Посланник Аллаха (мир ему) после намаза читал следующую молитву:
«Аллахумма, инни астахирукя би ‘ильмика ва астакдирукя би кудратикя ва ас’алюкя мин фадликяль-‘азым фа иннакя такдиру ва ля акдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюб! Аллахумма, ин кунта та’ляму анна (здесь человеку следует сказать, что он намерен сделать) хазаль-амра хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, факдурху ли ва йассирху ли, сумма барик ли фихи ва ин кунта та’ляму анна хазаль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фасрифху ‘анни васрифни ‘анху вакдур ли йальхайра хайсу кяна, сумма ардини би хи».
«О Аллах, поистине я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя из Твоей Великой милости, ибо поистине Ты знаешь, а я не знаю, ведь Ты – Знающий скрытое. О Аллах, если Ты знаешь, что это дело будет благом для меня в моей религии и для моей жизни, и для исхода моих дел (или для этой жизни и будущей), то предопредели мне его и облегчи, а затем сделай его для меня благословенным. А если Ты знаешь, что это дело обернётся злом для моей религии, моей жизни и для исхода моих дел (или для этой жизни и будущей), то отдали его от меня и отдали меня от него, и предопредели мне благо, где бы ни было оно, а потом сделай меня довольным этим» (Бухари, Тахаджут, 25, Даават, 49, Таухид, 10; Тирмизи, Витр, 18; Ибн Маджа, Акама, 188; Ахмад бин Ханбаль, III/344).
По преданию от Ибн Сунни, в котором говорится, что Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Если тебя беспокоит какой-нибудь вопрос, соверши истихару, молясь Твоему Господу, затем посмотри, какое первое ощущение возникло в твоем сердце. Если после этого дуа сердце будет склонно делать то, из-за чего совершили истихара, то совершение этого будет лучше; если сердце не будет склонно, то это дело откладывают. Если же ни к чему не будет склонно сердце – то повторяете более семи раз».
По материалам «Ислам сегодня»