Вопрос: Ассаламуалайкум. Отличались ли те виды спорта, которыми занимались ранние мусульмане, от современных? Не могли бы вы рассказать нам о них? Азат
Ответ: Уа алйкумассалам. Действительно, ранние мусульмане занимались многими видами спорта, такими как бег, плавание, тяжелая атлетика, верховая езда и так далее. В жизни пророка Мухаммеда и его сподвижников много свидетельств о занятиях полезными видами спорта. Более того, ислам поощряет такие виды спорта, которые не отвлекают человека от исполнения его обязанностей и не наносят вред ни ему, ни другим. И, наконец, спорт не должен быть одной из форм азартных игр.
Многие исламские обязанности помимо духовной и воспитательной деятельности предполагают физическую активность. Молитва, например, являясь духовным очищением, требует и определенных телодвижений. Хадж также предполагает физические усилия в различных ритуалах. То же самое касается посещения братьев в исламе и больных, посещения мечети. Любая социальна деятельность в исламе может считаться физической работой и способом укрепления тела, покуда она осуществляется в меру.
Ранние мусульмане занимались такими видами спорта:
1. Бег. Он был формой тренировки для путешествий, поиска пищи и т.д.
Бег также косвенно подразумевал предписание спешить делать добро, что требовало спешки и в духовном, и физическом плане. Ахмад ибн Ханбал сообщил, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) бегал наперегонки с Аишей и она опередила его. Потом у них был другой забег, в котором он обогнал ее. В некоторых версиях этого хадиса сказано, что он обогнал ее во второй раз потому, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) поправилась [набрала вес].
Кроме того, одним из известных арабских бегунов был Хузайфа ибн Бадр, который, чтобы напасть на Ан-Нумана ибн Аль-Мунзира ибн Ма' Ас-Сама, преодолел в одну ночь такое расстояние, которое люди преодолевали в восемь ночей.
2. Верховая езда и скачки. Арабы славятся искусством верховой езды. Когда детям исполнялось 8 лет, их учили ездить на лошади. Всевышний Аллах упоминает езду на лошадях во время войны в Коране: "Клянусь скачущими, запыхаясь! Клянусь высекающими искры копытами! Клянусь нападающими на заре! Тем самым они поднимают столб пыли и врываются с ним в гущу" (Коран, 100:1-5).
Лошади также важны и в мирные дни. Всевышний Аллах говорит: "Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения" (Коран, 16:08). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также устраивал скачки лошадей, которые были специально подготовлены для этой цели, от Аль-Хафии до Саният Аль-Уада (около 6 или 7 миль от Медины), а для менее натренированных лошадей, от Саният Аль-Уада до мечети Бану Зурайк (около 1 мили).
В "Сахих Муслим" приведены такие слова Посланника Аллаха: "Седлайте лошадей, ибо они являются наследием вашего отца Исмаила".
Кроме того, в "Сахих Аль-Бухари" сообщается, что Пророк однажды участвовал в скачках на своей непревзойденной верблюдице, Аль-Адбе, но его победил один молодой бедуин на молодой верблюдице. Мусульмане тяжело переживали это поражение, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Таков закон Аллаха, что Он низводит все высокое в этом мире".
Аль-Джахиз в своей книге "Аль-баян уа ат-таибин" приводит послание Умара ибн Аль-Хаттаба к его наместникам: "Учи своих детей плаванию и верховой езде". Согласно другому сообщению, Умар добавил: "Hаучи их вскакивать на коня, рассказывай им известные пословицы и читай хорошие стихи".
3. Стрельба из лука. Как следует из хадисов, этот вид спорта был популярен среди ранних мусульман:
Передано со слов `Укба ибн Амира: "Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствуе) говорил, стоя на кафедре: «В аяте "Приготовьте против них сколько можете силы" слово "силы" означает стрельбу из лука». Салама ибн Аль-Акуа передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо людей из племени Бану Аслам, которые в это время занимались стрельбой из лука. Пророк сказал: "О сыны Исмаила! Стреляйте из лука, ибо ваш отец Исмаил был великим лучником. Продолжайте стрелять, а я с такими-то и такими-то из (людей) Бану". Одна из сторон прекратила стрельбу, на что Пророк сказал: "Почему вы не стреляете?" Они ответили: "Как нам стрелять, коль ты с ними (то есть на их стороне)?" На что Пророк сказал: "Стреляйте – я со всеми вами" (Аль-Бухари и Муслим).
4. Фехтование. Арабы знали вид спорта под названием никъаф, от которого произошло знакомое нам сегодня фехтование. Одной из его форм был особый танец, который Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) видел в исполнении абиссинцев в мечети. Никъаф – это определенные движения, исполняемые со стрелами. В повествовании, переданном Абу Саламой сообщается, что абиссинцы играли с копьями.
5. Борьба. Пророк боролся с некоторыми мужчинами, одним из которых был Рукана ибн Абд Язид ибн Хашим ибн Абдуль-Мутталиб, который жил в Мекке и был искусным борцом. Люди приходили к нему издалека и вызывали его на борьбу. Ибн Исхак рассказал историю Руканы: Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), встретившись с ним на одной из горных троп Мекки, сказал ему: "О, Рукана, побоишься ли ты Аллаха и примешь мой призыв?"Рукана ответил: "О, Мухаммад! Есть ли у тебя свидетель, чтобы подтвердить твою правдивость?" Тогда Пророк сказал: "Коль я выиграю в борьбе с тобой, ты уверуешь в Аллаха и Его Посланника?" Тот ответил: "Да". Пророк поборолся с ним и победил его. Удивленный этим, Рукана попросил Пророка освободить его от договора [о принятии им веры] и сыграть матч-реванш. Так они сыграли второй и третий матч-реванш, и Пророк также победил его. Рукана удивился этому и сказал: "Это поистине очень странно!" После этого он сразу же принял ислам. (Аль-Хаким, Абу Дауд и ат-Тирмизи).
6. Тяжелая атлетика. Она была известна арабам под названием раб`. Люди занимались ею, поднимая руками камни, чтобы показать свою силу. Есть также сведения о том, что первым человеком, который изобрел эту игру, был Джабир ибн Абдулла Аль-Ансари, который был известен своей физической силой. Одним из известных силачей был `Али ибн Аби Талиб, который в битве при Хайбаре потерял свой щит и поэтому в качестве щита воспользовался дверью крепости. Удивительно, что дверь эта была настолько тяжела, что ее должны были нести семь человек (см. "Ар-рауд аль-аниф, том. 2, с. 239).
7. Прыжки в высоту. Они были известны арабам под названием аль-къафизи. В этом виде спорта игроки размещали деревянную перекладину, через которую перепрыгивали по определенным правилам (см. "Уюн аль-ахбар" Ибн Кутайбы, том. 1, с. 133).
8. Бросание камней. Правила этой игры упоминаются в арабских художественных книгах. Аль-Хариса ибн Нафи сообщил: "Я играл с Аль-Хасаном и Аль-Хусейном (внуками Пророка) с мадахи (круглые камни). Игра проходила так: выкапывалась ямка; соперники бросали камни, стараясь попасть в нее, и победителем становился тот, чей камень попадет в ямку.
9. Плавание. `Ата ибн Аби Раба передал, что он видел, как Джабир ибн Абдуллах и Джабир ибн Умайр Аль-Ансари занимались стрельбой, но когда одному из них стало скучно, другой сказал ему: «Тебе скучно? Я слышал, как Посланник Аллаха (благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Все вещи, в которых нет поминания Аллаха, есть легкомыслие и пустое время провождение, кроме четырех" среди которых он упомянул обучение плаванию» (Ат-Табарани). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Однажды Умар ибн Аль-Хаттаб сказал мне: "Давай посоревнуемся на воде и посмотрим, кто может задерживать дыхание под водой дольше, чем другие"». Согласно источникам, Пророк (благословит его Аллах и приветствует) плавал в детстве, когда они с матерью посещали ее дядей по материнской линии в Медине.
Духовно - просветительский портал«ummet.kz»