26
Чт,
дек

һижри

Чем является жертвоприношение – фардом, уаджибом или сунной?

Вопрос–Ответ

Вопрос: Ассаламуалайкум уа рахматуллахи уа баракатух. Чем является жертвоприношение – фардом, уаджибом или сунной? Гани.

Ответ: Уа алайкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатух. В словарях арабскому слову «курбан» дается определение «близость; то, что способствует обретению близости к Аллаху». А как религиозный термин курбан означает «принесение в жертву животного, обладающего определенным набором качеств, в соответствии с определенным ритуалом с целью приблизиться к Аллаху и обрести Его довольство». Курбаном называют также само жертвенное животное[1]. Жертвоприношение, совершенное в день Курбан-байрама называется удхийа, а совершенное во время хаджа – хади.

Верующий, находящийся в своем уме, не находящийся в пути и считающийся богатым в соответствии с обозначенными в фикхе критериями, совершая жертвоприношение с целью обретения довольства Аллаха, приближается к Всевышнему, а раздавая жертвенное мясо, он еще и помогает тем, кто находится в сложном материальном положении[2]. В самом духе жертвоприношения заключено понятие близости к Творцу и щедрость по отношению к людям.

В мазхабе Абу Ханифа (ханафи) предпочтение отдается той точке зрения, что курбан является обязательным (уаджиб) поклонением[3]. Но некоторые  ученые шафиитского, маликитского и ханбалитского мазхабов сказали, что ритуальное принесение животного в жертву желательно на уровне сунны муаккады, (то есть то, что пророк Мухаммад всегда выполнял и не пропускал).

Канонически порицаемо пренебрежение этим видом поклонения со стороны тех, кто имеет на то материальные средства[4]. В хадисе говорится: «Кто имеет возможность и не приносит в жертву животное, тот пусть не приближается к месту совершения нами молитвы»[5]

Каким бы ни было определение жертвоприношения с точки зрения фикха, оно относится к тем поклонениям, которые стали символами мусульманского общества, его знаковыми элементами, и в течение уже многих веков занимают важное место в религиозной жизни нашего общества. Жертвоприношение – это своего рода знак того, что каждый мусульманин при необходимости готов пожертвовать всем, что имеет, на пути Аллаха.

[1] (Ибн Абидин, Раддуль-мухтар, VI, 312)

[2] (Сарахси, Аль-Мабсут, XII, 8; Ибн Нуджайм, Аль-бахрур-раик, VIII, 197)

[3] (Маргинани, Аль-хидайа, IV, 70)

[4] То есть по мнению Абу Ханифы и тех, кто согласен с ним, если верующий имеет материальную и иные возможности для жертвоприношения и при этом не совершает его, то он грешен пред Всевышним, так как пророк Мухаммад ясно дал понять, что не нужно допускать к месту моления тех, кто имел возможность принести в жертву барана. См.: Мухаммад ибн Сулейман А. Маджма‘ аль-анхур фи шарх мультака аль-абхур. Т. 2. С. 516; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами уа адиллятух. В 8 т. Т. 3. С. 595; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами уа адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2703, 2704. 

[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 540, хадис № 8973.

Духовно - просветительский портал«ummet.kz»

Поделиться: