Вопрос: Ассаляму уа алейкум уважаемый имам! Разрешено ли сделать никах, если отец не знает об этом? Мы с моим мужем обручились, то есть сделали никах, матушка моя знает об этом и дала согласие, мы живем раздельно, разных городах, в следующем году свадьба, муж еще учиться. я доверяю ему!! Ахмедиярова Аниса
Ответ: Никах для некоторых молодых людей является моральным обоснованием их отношений и убирает препоны, которые ставит разум на пути к супружескому ложу. А ведь супружеская жизнь это не только интимные отношения. Брак заключается, и люди вступают в семейную жизнь именно для создания семьи! Рождение, обеспечение и воспитание детей - и есть главная цель никаха, а интимная жизнь только часть семейной жизни.
К сожалению, многие мусульмане, впопыхах прибежав в мечеть, уговорив брата или дядю выступить опекуном, вопреки воле родителей, ссылаясь на положения ханафитского фикха о допустимости такого бракосочетания, заключают никах и не понимают его стержневой сути. Легкомысленность мужчин и наивность девушек в этом вопросе просто поражают. О чём думает мужчина, который ведёт девушку в мечеть в обход ЗАГСа? Понимает ли он, что построение семьи - это тяжкий труд? Отдаёт ли он себе отчёт в том, что интимные отношения приводят к рождению детей, и понимает ли он, что родившись, ребёнок потребует большую часть его внимания, т.е. молодой человек, став отцом, уже не принадлежит полностью себе и должен структурировать своё время, да и в целом жизнь, с учётом новых для него обстоятельств.
«Если женщина выходит замуж без согласия своего опекуна, ее никах недействителен!»
А теперь давайте разберемся вместе, все ли так однозначно. И правда ли, что Абу Ханифа (рахматуллахи алейх) ошибся?
Что же говорят ханафиты об этом хадисе? По их мнению, слова "никах недействителен" относятся к рабыням и маленьким девочкам. И действительно, их никах без дозволения вали и в ханафитском мазхабе недействителен. А также отрицание в этом хадисе указывает на отсутствие полноты и баракята (لِنَفْىِّ الْكَمَالِ).
Всем известны слова Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): "Нет намаза человека, живущего рядом с мечетью, кроме как в мечети", но ведь никто же не скажет, что если человек, живущий по соседству с мечетью, совершит какой-либо намаз дома, то его намаз недействителен. Тем более, что сам Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) побуждал совершать дополнительные намазы дома. Я хочу сказать, что в подобных хадисах есть запрет, но этот запрет не абсолютен, а указывает на предпочтение. И мы понимаем, что намаз дома действителен, но в мечети лучше. Или никах без опекуна действителен (при условии наличия соответствия, кафаа), но с опекуном лучше. Ибо без опекуна не будет баракята в их браке. Подобных хадисов много, вот например хадис переданный от ибн Аббаса (радыяллаху анх), что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: "Кто услышит призыв к молитве (азан) и не ответит на него (не направится в мечеть), то нет у него молитвы (т.е. молитва недействительна)"
А теперь приведем некоторые наши доказательства. Всевышний Аллах сказал:
Если же он [муж] дал ей развод (в третий раз), то она не дозволяется ему после этого, пока она не выйдет замуж за другого (мужчину).
Обратите внимание на слова "не выйдет замуж", в аяте не сказано "пока не выдадут замуж", значит Господь дал женщине право самой выйти замуж. И это подтверждает хадис, приведенный в сборнике Имама Бухари:
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: "Не следует выдавать замуж женщину, не посоветовавшись с ней, и не следует выдавать замуж девушку, не спросив ее позволения на это. Люди спросили: "О Посланник Аллаха, а как же мы узнаем о ее позволении?" Посланник Аллаха ответил: "По ее молчанию"".
Этот хадис - ответ тем, кто говорит, что в приведенном аяте суры аль-Бакара говорится о разрешении выходить замуж самой (без опекуна) лишь женщине, которая уже до этого побывала замужем, а девушке (т.е. девственнице), даже взрослой, запрещено.
В другом хадисе говорится:
Ханса, дочь Хизама аль-Ансария (радыяллаху анха) передала, что ее отец выдал ее замуж против воли, когда она была уже разведенной, тогда она пришла к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), и он расторг этот брак.
А также приводится от Айши (радыяллаху анха), что она сказала:
У меня была девушка из ансаров и я выдала ее замуж
Всем нам известно, что вали должен быть мужчиной. А мать правоверных Айша (радыяллаху анха) выдала замуж девушку сама, и как говорит об этом Зафар Ахмад Усмани, автор "Мишкат Низами": "Айша (радыяллаху анха) выдала девушку замуж, и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) подтвердил законность этого брака".
Дорогие братья и сестры! Сегодня появилось очень много псевдоханафитов, одна их часть - это просто невежды, другая - псевдосаляфиты, отвергающие мазхабы и желающие устроиться поудобнее в Татарстане. Эта небольшая статья является всего лишь еще одной попыткой показать, что ханафитский мазхаб - это не собрание сказок из серии "байки от бабайки", а одна из четырех правовых школ (мазхабов) с серьезной доказательной базой. От нас старание, а успех от Аллаха!
Muftiyat.kz