Вопрос: Дозволено ли помещать фотографию покойного на могильный камень? Мухаммед-Башир
Ответ: По Шариату, поминовение усопшего считается Сунной Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Для мусульман считается святым делом сохранение в надлежащем порядке могил и периодическое их посещение. Большим грехом является возведение на могилах каких-либо строений, мечети, совершение намаза или вытаптывание захоронения. В последнее время все чаще правоверные устанавливают на могилах своих близких громоздкие надгробия с портретами усопших.
В свое время Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) запретил сподвижникам развешивать в жилищах ковры с изображениями одушевленных существ. Считалось, что ангелы будут сторониться подобных жилищ и не станут искать утешения и отдохновения в таких домах. Точно также ангелы не станут прилетать и отдыхать на могильных камнях с портретами и, наоборот, эти надгробия облюбуют шайтаны и будут устраивать там свои пиршества. Таким образом, на могильном камне достаточно указать имя, отчество и фамилию покойного, а также годы его жизни, а вот крепить фотопортрет считается большим грехом.
Известен хадис Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в котором говорится: «Посещайте могилы своих близких, потому как в это будет вам напоминанием о смерти».
Каждый мусульманин перед посещением кладбища должен совершить омовение и прочитать два рака’ата намаз. В обоих рака’атах сначала читается сура «Фатиха» и «Аят Трона». После чего три раза читается сура «Ихлас» и совершается ду’а вознаграждение, от которой посвящается душе покойного. Только после этого стоит отправляться на кладбище.
На могиле принято читать следующую ду’а:
لسَّلامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ يرحم الله المستقدمين منا والمستأخرين, وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لاحِقُونَ
Смысл: «Приветствую обитателей этого пристанища муэминов и мусульман. Пусть Всевышний ниспошлет свою милость всем тем, кто упокоился здесь прежде и всех тех, кто почиет после. Иншаллах, мы также будем в их числе».
После чего читают суру «Ясин», произносят тасбих, затем читают ду’а и посвящают ее душе покойного.
Габдулхак хазрат Саматов. «Шариат: ва’азы, хукмы, фетвы, ответы на вопросы и рекомендации»
Muftyat.kz