25
Ср,
дек

һижри

Какое время самое благоприятное для совершения намаза?

Какое время самое благоприятное для совершения намаза?

Вопрос–Ответ

Вопрос: Я стараюсь в лучшем виде совершать свои богослужения. Недавно одна из моих подруг сказала, что «лучше всего совершать намаз, как только прочитается азан». Это правильно?

Ответ: Наилучшие отрезки времени для совершения богослужений, и в частности намазов, называются предпочтительными временами - мустахаб. Это благие действия, кроме фардов и ваджибов, за которые дается дополнительное вознаграждение (саваб). Как известно, есть обязательные моления, которые необходимо выполнить в определенные отрезки времени. То есть каждый намаз обязательно нужно делать в свое время. Вместе с тем, лучше всего совершать намаз, как только пришло время. Однако, если есть некий смысл в переносе намаза на более позднее время, то это оправдано, и намазы можно оставить на последний отрезок времени. Поэтому при условии, что намаз не выйдет за установленные
временные рамки, мусульманам, «надеющимся на еще большее благоволение, благочестие, добро и пользу», следует уделить внимание точному сроку выполнения намаза, т.е. вопросу «предпочтительности времен».

Рассмотрим предпочтительные времена соверше­ния намазов:

Согласно ханафитскому мазхабу, для утреннего намаза предпочтительным считается время, когда рас­свет уже почти наступит и будет довольно светло. Но здесь нужно быть внимательным и оставить допол­нительное время на случай, если совершаемый намаз вдруг, по непредвиденным обстоятельствам, придется прервать, чтобы успеть заново принять тахарат и со­вершить намаз.

В доказательство тому, что отсрочить утренний намаз до рассвета является богоугодным делом, при­водится такое изречение Посланника Аллаха: «Совер­шайте утренний намаз, когда вокруг рассветет, потому что за это дается больше вознаграждения (саваб)».

Другие три мазхаба считают, что лучше совершить утренний намаз до рассвета, когда вокруг еще темно.

В летние дни предпочтительнее (мустахаб) пере­нести полуденный намаз на более прохладное время, когда жара немного спадет. Анас (р.а.) передал следую­щий хадис: «Когда было жарко, Пророк оставлял полу­денный намаз на прохладное время, а когда было про­хладно, то совершал сразу».

Рекомендуется отсрочить послеполуденный намаз до того времени, когда цвет солнца начнет меняться. То есть совершить намаз, перед тем, как лучи солнца начнут бить в глаза. Откладывать же намаз до того вре­мени, когда солнце начнет садиться, является катего­рически нежелательным (тахриман макрух).

Вечерний намаз и зимой, и летом рекомендуется совершать сразу, как только наступит время, а вот ночной намаз рекомендуется отложить на более позднее время. Досточтимый Пророк по этому поводу сказал: «Пока моя умма совершает вечерний намаз поспешно, а ночной намаз позднее, они совершают богоугодное, благое дело».

Задерживать ночной намаз до первой трети ночи считается добродетельным.

Что же касается намаза «витр», то если человек уверен, что проснется, желательно оставить на послед­ний отрезок ночи, под утро.

Досточтимый Пророк (с.а.с.) сказал: «Кто не уве­рен, что сможет встать под конец ночи, пусть совершит витр в начале времени, выделенного для ночного на­маза, а кто уверен, что сможет встать в конце ночи, то пусть совершит витр в конце ночи».

Поделиться: