01
Пт,
нояб

һижри

Будет ли человек спрошен за плохие мысли, которые у него возникают?

Вопрос–Ответ

Вопрос: Порою меня посещают очень нехорошие мысли. Приходят они сами по себе и что с ними делать, я не знаю.

Очень переживаю из-за этого. Буду ли я отвечать за то, что происходит у меня в душе, если это плохое, и буду ли я вознагражден за это, если мои мысли благи?

Ответ: Мы ответственны лишь за совершённые поступки. Когда мы осознанно совершаем что-либо, то берём на себя ответственность за это. Но мысли посещают нас без нашей воли. Они как облака, плывущие по небу, приходят и уходят без нашего контроля и участия. Поэтому ответственность за них мы нести не можем. Достопочтенный Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:  «Воистину, Аллах простил моей общине те мысли, которые рождаются в их сознании, пока не станут они воплощать их в поступках или в словах» [1]. Эти дурные мысли являются результатом деятельности шайтана и называются васвасом [2].

Об этом свидетельствует следующий хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

جَاءَ رَجُلٌ إِلَى النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنَّ أَحَدَنَا يَجِدُ فِي نَفْسِهِ، يُعَرِّضُ بِالشَّيْءِ، لَأَنْ يَكُونَ حُمَمَةً أَحَبُّ إِلَيْهِ مِنْ أَنْ يَتَكَلَّمَ بِهِ، فَقَالَ: "اللَّهُ أَكْبَرُ، اللَّهُ أَكْبَرُ، اللَّهُ أَكْبَرُ، الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي رَدَّ كَيْدَهُ إِلَى الْوَسْوَسَةِ"

Передают со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл некий человек и поведал: «В моей душе появляются такие мысли, что превратиться в пепел для меня лучше, чем произнести их».

На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,  трижды произнёс такбир: «Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар!» А затем добавил: «Хвала Аллаху, Который превратил его (т.е. шайтана) козни в наущения». Т.е. шайтан не смог достичь ничего и ему осталось лишь нашёптывать сомнения тому человеку [3].

Человек должен стараться отбросить все плохое, что есть у него в душе, не оставив места не только плохому нраву, дурным привычкам, но и предосудительным поступкам. Он должен освободить себя от зависти, ревнивости, нетерпимости и других отрицательных чувств и мыслей, стремиться проявлять доброту, дружбу, щедрость и справедливость. Тут важно отметить следующее: если дурные намерения мы оставляем лишь в мыслях, не приводя их в действие, тогда с нас за них не просто не спросят за них, мы еще заслужим воздаяние за наш отказ от плохих намерений.

Господу ведомы каждая наша мысль, каждое наше действие: «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена. Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния). Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель» [4].

Если мы намеревались сделать что-то хорошее, Господь обязательно даст нам за это воздаяние, даже если мы не смогли совершить намеченное. По этому поводу Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал следующее:

«Если Мой раб намеревается сделать что-то хорошее, ему будет записано одно благодеяние (сауап), когда же он совершит его, будет записано сауап в 700-кратном размере. Когда намереваясь совершить что-то нехорошее, он не станет его исполнять, ему не будет записано греха, если же совершит, будет записан как один грех»[5].

Зная, что находимся под таким жестким контролем, мы должны всегда и в любом положении совершать только правильные поступки, жить в строгом соответствии с указаниями нашего Господа.

А Аллах знает лучше!


[1] Передал аль-Бухари (№ 5259) и Муслим (№ 127) хадис от Абу Хурайры.

[2] Это внушение, исходящее от шайтана, единственной целью которого является испортить сердце человека и сделать его бездейственным.

[3]  أبو داود (5112) واللفظ له، وأحمد (2097)، والنسائي في (السنن الكبرى) 10503

[4] (Св. Коран, сура Каф, 16-18 аят)

[5] Муслим “Иман”, 204-207.

 

Ummet.kz

Поделиться: