Слово «закят» значит «расти», «увеличиваться». Применительно к человеку это слово употребляют в смысле «улучшаться», «становиться лучше».
Следовательно, значения слова «закят»: «благословение», «развитие», «очищение», «улучшение». В шариате словом «закят» называют определенную долю имущества, которая, в соответствии с предписанием Аллаха, распределяется среди нуждающихся категорий населения.
Оно также употребляется для обозначения акта выплаты этой доли.
В ЧЕМ ПОЛЬЗА ЗАКЯТА
Четвертым столпом Ислама является закят. Выплата его была вменена мусульманам в обязанность, начиная со второго года Хиджры, до того как стал обязательным пост в месяц Рамазан. Закят – это поклонение Создателю имуществом.
Размер закята совсем незначителен для состоятельного человека. В большинстве случаев он не превышает 1/40 часть, т.е. 2,5% из имущества, и это только один раз в год. Однако это не означает, что более этого давать нельзя. Необходимо подчеркнуть, чем больше та часть имущества, которая выделяется в качестве закята, тем лучше как для самого дающего, так и для общества в целом. Воистину нет ничего справедливее предписаний Всевышнего.
Закят вместе с намазом упоминаются в Коране 27 раз. Этот факт подтверждает его важную роль в Исламе.
Закят – это ибада, которая избавляет сердце от скупости, очищает имущество, пробуждает в душах людей милосердие. Благодаря закяту, зависть покидает сердца бедных и неимущих, и единство общества укрепляется.
Закят не только очищает душу, но и способствует её освобождению от унижения привязанности к богатству и подчинения его власти, а также от бедствия рабской зависимости от денег. Ислам стремится, к тому, чтобы мусульманин был рабом одного только Аллаха, и освобождался от подчинения всему иному и являлся господином всего того, что есть в этом мире.
Закят увеличивает состояние верующего и сохраняет его баракят. Имущество, с которого был выплачен закят, оберегается Аллахом. Наш любимый Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Оберегайте ваше имущество выплатой закята».
Закят служит мерилом искренности верующего. Отчисляя закят, человек вверяет себя Аллаху и благодарит Его за дарованные блага и милости. Он приносит пользу обществу и получает любовь окружающих .
Благодаря выплате закята бедный человек получает возможность жить полноценной жизнью и исполнять свои обязанности, имеющие отношение к проявлению повиновения Аллаху. И благодаря этому бедный человек ощущает себя активным членом общества, а не потерянной вещью, на которую никто не обращает внимания. И он ощущает, что находится в достойном человеческом обществе, которое не забывает его, проявляет о нём заботу и протягивает ему руку помощи, не попрекая и не обижая его, человек же принимает эту помощь из рук богатых, не чувствуя себя униженными, держа голову высоко поднятой и не теряя чувства собственного достоинства, так как он берёт ту долю, которая принадлежит ему по праву.
КТО ДОЛЖЕН ВЫПЛАЧИВАТЬ ЗАКЯТ
Выплачивать закят обязан тот, кто является:
1) мусульманином;
2) разумным;
3) совершеннолетним;
4) свободным;
5) состоятельным (т.е. он должен обладать имуществом или деньгами в размере нисаба за вычетом долгов и предметов первой необходимости).
Условия для имущества или денег, с которых выплачивается закят:
а) достижение количества нисаба, т.е. примерно 85 граммов золота, или 561 грамм серебра;
б) владение данным имуществом полный лунный год;
в) имущество должно иметь свойство увеличиваться.
НИСАБ
Нисаб – это мера богатства, установленная религией. В соответствии с религиозным Законом, Шариатом, состоятельным является тот, кто за вычетом долгов и предметов первой необходимости обладает имуществом или деньгами в размере нисаба.
Для того чтобы отдать закят «Аль-фитр» или совершить жертвоприношение, так же необходимо как минимум обладать нисабом имущества или денег. Но для этого не требуется владеть имуществом полный год и не требуется, чтобы имущество было увеличивающимся.
КОМУ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЗАКЯТ
В Священном Коране сказано:
«Милостыня (закят) предназначена лишь бедным; неимущим; тем, кто занимается (сбором и раздачей); чьи сердца хотят завоевать (муалляфату кулюб); на выкуп (для освобождения) рабов; (несостоятельным) должникам; находящимся на пути Аллаха; путникам. Так предписано Аллахом, воистину, Аллах – Знающий, Мудрый».
1) бедным (факирам) – тем, кто не богат с точки зрения религии, у которых имущество меньше нисаба; Даже если они способны заработать сами, им все равно можно дать закят.
2) неимущим (мискинам) – тем, у которых нет ничего;
3) тем, кто занят сбором и раздачей закята;
4) вновь принявшим ислам, для увеличения их любви к религии Аллаха;
5) рабам для выкупа себя из рабства (в наше время этой категории уже не существует);
6) должникам, те, чьи долги превышают стоимость их имущества;
7) находящимся на пути Аллаха (джихад). По мнению некоторых факихов закят можно выплачивать беднякам желающим совершить хадж (фард) и тем, кто находится на пути приобретения знаний.
8) путникам, которые остались без средств для возвращения в свою страну; даже если на родине у них есть имущество больше нисаба. Им дают закят, для того чтобы они смогли доехать до дома.
При выплате закята предпочтение отдается в следующей последовательности:
1) родные братья и сестры, затем – их дети;
2) дядя, тетя (по отцу), дядя, тетя (по матери);
3) остальные родственники;
4) соседи;
5) бедняки своего района;
6) бедняки своего города.
Следует стараться, чтобы средства закят дошли именно до нуждающихся, а не стали причиной греха или расточительства.
Закят не выплачивается:
1) отцу и матери, дедушке и бабушке;
2) сыну, дочери и всем их потомкам;
3) состоятельным;
4) немусульманам;
5) мужу или жене.
6) Семье Пророка и Его Роду.
7) детьям меньше семи лет и психически больным.
ИМУЩЕСТВО, С КОТОРОГО ЗАКЯТ НЕ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ.
Это имущество и предметы первой необходимости. Вот некоторые из них: дома, в которых живут, предметы домашнего обихода, одежда и обувь, средства передвижения, книги, не предназначенные для торговли, инструменты ремесленника, необходимая пища, украшения из алмазов, изумрудов и т.д (кроме золота и серебра) которые не предназначаются для продажи.
ИМУЩЕСТВО, С КОТОРОГО ВЫПЛАЧИВАЮТ ЗАКЯТ РАЗМЕР ЗАКЯТА
- Золото: 80,18 г и более –1/40 часть
- Серебро: 561 г и более – 1/40 часть
- Деньги: размера нисаба или более – 1/40 часть; (нисаб денег исчисляется по нисабу золота, т.е. сумма денег должна быть эквивалентна 80 граммам золота).
- Предметы торговли: размер нисаба денег и более. От стоимости любого товара отчисляется 1/40 часть.
- Нисаб овец и коз: 40 голов. Закят – одна овца или одна коза.
- Нисаб коров и буйволов: 30 голов. Закят – 1 годовалый теленок.
- Нисаб верблюдов: 5 голов. Закят – одна овца или одна коза.
С увеличением поголовья скота формула исчисления закята меняется. За вышеперечисленное имущество можно платить закят как самим имуществом, так и деньгами.
Условием правильной выплаты закята является намерение, которое должен сделать выплачивающий при передаче закята. Произносить его вслух необязательно.
НАКАЗАНИЕ ЗА НЕ УПЛАТУ ЗАКЯТА
Для тех, которые не выплачивают закят, уготовано наказание в этом и в будущем мирах.
Сказано в Священном Коране:
«…Те, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на дело Аллаха, возвести (Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), то ждет их) мучительное наказание. В тот день, когда в адском огне будет раскалено накопленное (золото и серебро) и ими заклеймены их лбы, бока и спины (и им будет сказано ): «Вот то, что вы накопили для себя. Так вкусите же то, что вы копили!».
«Горе многобожникам, которые не вносят закята и не веруют в будущую жизнь (ахыра)».
В Судный День обитатели Рая спросят у грешников:
«Что привело вас в адское пламя? Они ответят: «Мы не совершили намаз и не кормили бедных».
Так же, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если тот, кому Аллах даровал богатства, не будет выплачивать закят, то в Судный День перед его глазами возникнут две чёрные змеи, которые обовьют его шею и, взяв его за подбородок, скажут ему: «Я твое богатство, которое ты накопил». После этого Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) читал из Священного Корана: «Те, которые скупы на полученное ими от Аллаха, пусть не думают, что скупость для них лучше. Напротив, она хуже для них. В День воскрешения они будут закованы в ожерелья из того, что они жалели. Аллах наследует небеса и землю, и Аллах ведает о том, что вы совершаете».
Если люди по какой-либо причине, например, из жадности, или по незнанию, не выплачивают закят, они не становятся кафирами, но считаются большими грешниками.
МИЛОСТЫНЯ АЛЬ-ФИТР
Отчисление закята аль-фитр является ваджибом для мусульманина, который не имеет долгов и обладает нисабом на день праздника. Для выплаты закята аль-фитр не обязательно владеть имуществом год и не условие, чтобы имущество было увеличивающимся.
Аль-фитр раздают во время Рамазана. Лучшее время выплаты аль-фитр – день Рамазан-Байрам, до праздничного намаза. Можно также отдать его в течение всего дня праздника. Для состоятельного мусульманина является ваджибом отдать закят и за себя и за своих детей, которые не достигли совершеннолетия. Обычно в качестве закята аль-фитр дается определенное количество одного из следующих продуктов:
1) пшеница – 1460 г;
2) овес – 2920 г;
3) изюм – 2920 г;
4) финики – 2920 г;
Закят аль-фитр можно выплатить как продуктами, так и в денежном эквиваленте. Лучше дать то, что принесет большую пользу нуждающемуся. Один аль-фитр не делится, его отдают только одному человеку. Можно дать одному бедняку больше одного аль-фитра. При передаче Аль-фитра делается намерение, что это закят аль-фитр, но говорить об этом бедняку вслух не надо. Аль-фитр выплачивают тем же, кому выплачивают закят.
Тот, кто обладает имуществом или деньгами в размере нисаба и не соблюдал пост в месяц Рамазан, тоже должен выплатить аль-фитр.
Раздавая милостыню аль-фитр в день праздника, богатые мусульмане радуют бедных. Выплата аль-фитра способствует принятию поста верующего и спасению от мучительной смерти и наказания в могиле.