27
Пт,
дек

һижри

Требование фитр-садака

Ураза

Вопрос: Каково требование шариата относительно фитр-садака?

Ответ: Фитр-садака, также как и закалывание жертвенного животного в Курбан айт, является уаджибом. Отличие лишь в том, что если относительно обязательности фитр-садака среди учеными нет разногласий, то закалывание жертвенного животного в Курбан айт некоторые ученые считали сунной муаккада. Так, если имам Шафиги, имам Малик, а также имамы ханафитского мазхаба имам Абу Юсуф и имам Мухаммад считали закалывание жертвенного животного в Курбан айт сунной муаккада, то имам Абу Ханифа относил это к уаджибу.

В хадисе с правильным иснадом, который был передан имамом Даракутни, сказано о том, что в год, когда был предписан пост, Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует), за два дня до айт намаза, на проповеди приказал дать фитр-садака. И после этого мусульмане стали давать фитр-садака.

Фитр-садака также называется «закятул-фитр». Так, в суре «Аль-Агля» сказано:

قَدْ أَفْلَحَ مَن تَزَكَّى وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّى

« Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз». («Аль-Агля», 14-15 аят)

Такие ученые из числа табигинов, как Саид ибн Мусайил и Омар ибн Абдулазиз (да будет доволен ими Аллах) разъясняли значение данного аята следующим образом: «Преуспели те, кто давал закят-фитр».

На то, что фитр-садака соответствует шариату указывает следующий хадис. Абдуллах ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает:

فَرَضَ رَسُولُ الله صلى الله عليه وسلم زَكَاةَ الْفِطْرِ طُهْرَةً لِلصّيَامِ مِنَ اللّغْوِ وَالرّفَثِ وَطُعْمَةً للْمَسَاكِينِ، مَنْ أَدّاهَا قَبْلَ الصّلاَةِ فَهِيَ زَكَاةٌ مَقْبُولَةٌ، وَمَنْ أَدّاهَا بَعْدَ الصّلاَةِ فَهِيَ صَدَقَةٌ مِنَ الصّدَقَاتِ

«Расулуллах (да благословит его Аллах и приветствует), в качестве очищения от пустословия и сквернословия во время поста, а также для кормления нуждающихся, сказал об обязательности закята фитр. И тот, кто дал закят фитр до айт намаза, то этот закят принят. Тот же, кто даст его после айт намаза, то это один из обычных садака». (Имам Абу Дауд, имам Ибн Маджа)

В риуаяте имама Тбарани, от Сахля ибн Убада (да будет доволен им Аллах), сказано, что пост в Рамазан остается подвешенным между небом и землей до тех пор, пока не быдет дана фитр-садака. Лишь после этого пост принимается Всевышним Аллахом.

Человек, который дает фитр-садака, удоставивается воздаяний, как за совершение одного из предписаний религии.

Как сказано в «Фатауа Сираджия», фитр-садака способствует принятию поста в благословенный месяц Рамазан, оберегает от предсмертных агоний и мучений в могиле.

Истина ведома одному лишь Всевышнему!

 

Абдуссамад Махат, «Рамазан – вопросы и ответы»

Поделиться: