В преддверии наступающего праздника Ораза Айт (Ид-уль-Фитр) предлагаем читателям ознакомиться с материалом, раскрывающим особенности совершения праздничной молитвы (салят-уль-ид или ид-намаза), которая является важной составляющей этого дня.
Айт (Ид Аль-Фитр) — это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.
Оба Айт-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил об этом, ему ответили, что во времена невежества (джахилии) веселились в эти дни. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних — это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).
Совершать 'ид-намаз должен каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Праздничный намаз имеет те же условия, что и пятничный, т.е. два ракаата и хутба. Для 'ид-намаза хутбу читают (суннат) после намаза. А в пятницу же нужно (фарз) читать хутбу перед намазом.
Время для обоих праздничных намазов наступает, когда в этот день солнце поднимется над горизонтом на размер штыка. Это время начала Духа-намаза. По времени же это будет спустя 30-40 минут после восхода солнца. Срок же истекает до наступления обеденного намаза, т.е. до зенита.
Подробное описание праздничного намаза
Первый рака'ат:
Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два рака'ата праздничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины — на уровень плеч, вслед за имамом произносят такбир: «Аллаху акбар» («Господь превыше всего»). Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой. Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой.
Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).
Сразу после этого всеми и про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):
«Субхаанакял-лаахумма уа бихамдикь, уа табааракясмукь, уа та‘аляя джаддукь, уа ляя иляяхэ гайрукь». |
После прочтения «ас-Сана» имам, а вслед за ним и все молящиеся, проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, делая это так же, как и в начале молитвы-намаза. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища. Между такбирами имам делает незначительные паузы. По завершении третьего такбира руки принимают исходное положение.
Имам и все молящиеся продолжают намаз со словами «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя).
Перевод:
«Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».
Затем имамом читается сура «аль-Фатиха» вслух:
«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин. Примечание: Слова «аминь» произносится про себя. |
После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) в первом рака'ате является желательным (только желательным) чтение суры «аль-А‘ля» (она также читается имамом вслух).
«Саббихисма раббикяль-а‘ля. Аллязии халяка фасавва. Вал-лязии каддара фа хэдэ. Вал-лязии ахраджаль-мар‘а. Фаджа‘аляху гусааэн ахва. Санукриукя фа ляя тансэ. Илляя маа шээаллаах. Иннаху я‘лямуль-джахра ва маа яхфа. Ва нуяссирукя лиль-юсра. Фазаккир ин-нафа‘атиз-зикра. Саяззаккяру майяхша. Ваятаджаннабухаль-ашка. Аллязии ясля ннаараль-кубра. Сумма ляя ямууту фиихяя ва ляя яхья. Кад афляха мэн тазаккя. Ва закярасмя раббихи фасолля. Бяль ту’сирууналь-хаяятэд-дунья. Валь-аахырату хайрув-ваэбка. Инна хаазаа ляфис-сухуфиль-ууля. Сухуфи ибраахиимэ ва мууса» (Св. Коран, 87). |
Затем имам вместе со стоящими за ним верующими со словами «Аллаху акбар» в обычном порядке делает поясной и земной поклоны, после встают на второй рака'ат.
Второй рака'ат:
Во втором рака'ате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».
Имам проговаривает про себя «бисмил-ляхи ррахмани ррахим» , читает вслух суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»:
«Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид уа лям юуляд. Уа лям якул-ляху куфуван ахад». |
После этого, прежде чем пойти на поясной поклон, имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, подобно как в первом рака'ате. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища. Между такбирами имам делает незначительные паузы.
По завершении третьего такбира имам проговаривает четвертый такбир и опускается вместе с молящимися на поясной поклон. Затем все делается так же, как при совершении первого рака'ата.
Когда имам, а за ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго рака'ата, они садятся на левую ступню и читают ташаххуд.
Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):
«Ат-тахияяту лил-ляяхи уас-солауаату уат-тойибаату, |
Во время произнесения слов «ля иляха» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» — опустить.
Прочитав ташаххуд, молящиеся, не меняя своего положения, произносят салауат:
«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа Мухаммадин уа ‘аляя ээли сайидинаа Мухаммад, Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа Ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим, Уа баарик ‘аляя сайидинаа Мухаммадин уа ‘аляя ээли сайидинаа Мухаммад, Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа Ибраахиима уа ‘аляя ээли сайидинаа Ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид». |
После этого имам, а вслед за ним и остальные молящиеся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум уа рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую. На этом два рака'ата праздничной молитвы завершаются.
- Продолжая сидеть, желательно прочитать следующее (про себя):
«Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа». |
- Воздев руки на уровень груди, молящиеся говорят (про себя):
«Аллаахумма анта ссаляям уа минкя ссаляям, табааракта я заль-джаляяли уаль-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя уа щукрикя уа хусни ‘ибаадатикь». |
Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу .
Необходимо заметить, что во время совершения двух рака'атов праздничной молитвы молящиеся, стоя за имамом, все произносят про себя, то есть неслышно, шепотом.
После намаза имам читает обе хутбы. После этого он читает проповедь о празднике разговения и.т.д.