Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками!
Красноречие, лаконичность речи Посланника (мир ему и благословение) считается одним из ярких доказательств его величия и пророчества. Он был обладателем ясной и правильной речи, великой мудрости и правдивого слова, незабываемых чудес. Всевышний сообщает о чистоте его речи:
«И речи он ведёт не по прихоти. Они (т. е. речи) – лишь откровение, которое внушается (Всевышним)». [Коран, 53:3–4]
«Снизошёл с ним дух верный. На твоё сердце, чтобы ты стал одним из увещевателей. На языке арабском, ясном». [Коран, 26:193–194]
Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Мне дарована краткая, но содержательная речь» (Муслим, ат-Тирмизи). Также он сказал: «Я самый красноречивый из арабов». Это было сказано не по причине гордости, а лишь для уведомления. Как же ему не быть самым красноречивым, ведь он последний из пророков, на его сердце ниспосылался священный Коран, он был воспитан Господом Миров, он родился и вырос среди красноречивых арабов.
Учёные и писатели состязались в описании красноречия Пророка (мир ему и благословение). Абу Усман ал-Джахиз (один из самых выдающихся писателей средневековой арабской литературы, ум. в 869 г.) в книге «Ал-байан уа-т-табйин («Ясность и разъяснение») писал: «Его речь отличалась малым количеством букв, но огромным смыслом, она была высоким искусством, чиста и непринуждённа. Он был таким, как сказал Всевышний:
«Скажи [Мухаммад]: «Я не требую у вас за это никакого вознаграждения, и я не из тех, кто берёт на себя непосильное»». [Коран, 38:86]
Он порицал напыщенное ораторство, сторонился людей разглагольствующих. Он говорил доступно и кратко. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не говорил о странных вещах, не использовал базарную ругань. Излагал только мудрости. Его речь была окружена непорочностью и притягивала сердца, сочетала в себе величественность и мягкость. Была краткой и лёгкой для понимания, не нуждающейся в повторных объяснениях, в ней не было лишних слов. Он не ошибался в речи, она была наполнена неопровержимыми доводами. Его речь была неоспорима, даже длинные речи спорщиков он останавливал краткой доходчивой для них речью, используя в ответах только правду. Стремился к торжеству истины и не пытался при этом воспользоваться своим очарованием, не уклонялся от ответов. Не злословил и никого не хулил. Его речь не была поспешной или медлительной, не была пустой или давящей на людей. Люди не слышали речей более полезных, чем его речь. Его речь была упорядоченной, прекрасной, почтительной, доходчивой, лёгкой, красноречивой, многогранной».
Аль-Кази ‘Ияз сказал: «Что касается красноречия и дара слова, то Посланник (мир ему и благословение) занимает самое высокое положение, его речь имела неизвестную для человека мягкость, она была непревзойдённо искусной, лаконичной, выразительной, здравой, наполненной смысла и мудрости, непринуждённой. Он знал диалекты арабов. С каждым племенем он разговаривал на их диалекте, не уступая им в знании и красноречии, и даже сподвижники обращались к Пророку (мир ему и благословение) с просьбой растолковать те или иные слова данного племени.
Примеры лаконичности и красноречия
О простоте, глубине, мудрости и лаконичности речи Посланника (мир ему и благословение) написаны сборники, в которых объединены слова и их значения; с ними невозможно соперничать. Вот некоторые его выражения:
– Все люди [равны], как зубья расчёски.
– Человек будет с тем, кого любит.
– Нет блага в дружбе с тем, кто не указывает на то [оплошности], что видит в тебе.
– Человек, знающий себе цену, не погибнет.
– В безопасности тот, который советуется.
– Да смилуется Аллах над рабом, который говорит благое, запасается [для Вечной жизни], а если молчит, сохраняет себя.
– Прими Ислам, спасёшься.
– Прими Ислам, и Всевышний воздаст тебе вдвойне.
– Он говорит о том, что его не касается, и скупится на то, в чём не нуждается.
– Рука, находящаяся сверху (дающая), лучше руки, находящейся снизу (берущей).
Всевышний одарил Своего Пророка (мир ему и благословение) силой, ясностью, величием и красотой речи. Посланник (мир ему и благословение) получал откровения, наполненные знаниями, которые не подвластны человеку. Речь его была подобна жемчужным бусинкам, нанизанным на ожерелье.
Особенности пророческой речи
Египетский литератор Мустафа Садик ар-Рафи (1880–1937) пишет, что пророческая речь была уникальна и естественна. С точки зрения языка слова имели свою направленность, касались темы и имели стройную конструкцию предложений, части предложения соответствовали друг другу. Само предложение было насыщенным, ясно прослеживалась связь смысла со словами. Затем каждая буква произносилась без волнения. Каждое слово соответствовало смыслу, не противореча ему, и являлось самым подходящим. С точки зрения ясности изложения предложения были многозначительными, обстоятельно разложенными, имели явные границы, прекрасное описание, вбирали в себя смысл, имели удивительные указания и были необыкновенно ясны. Речь не была отталкивающей и двоякой, не была беспомощной, он говорил без волнения, не допуская пустословия. Прибавьте к этому величие смысла. В его речи объединились тайны языка, ясность и мудрость.
Для умного человека достаточно и намёка.