Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует, достигнув в течение короткого срока возможностей, которых не имел ни один король, завоевав сердца людей, как идеальный наставник, не принял те богатства мира, которые в изобилии были брошены к Его ногам, и продолжил свою прежнюю скромную жизнь. Как и прежде, Он жил в своем простом доме из необожженного кирпича.
Жил бедно: спал на тюфяке, набитом финиковыми листьями, одевался в простые одежды. Его достаток был ниже уровня самого простого человека. Иногда, не найдя ничего съестного, возносил благодарность Аллаху и привязывал к животу камень, чтобы притупить чувство голода. Несмотря на то, что Всевышний Аллах простил все Его предыдущие ошибки и все возможные ошибки в будущем, Он продолжал самозабвенно благодарить Аллаха и молиться. По ночам Он находился в намазе так долго, что благословенные ноги Его отекали. Он помогал обездоленным. Был утешением для сирот и одиноких. Его величие не было препятствием для участия в решении проблем простых и слабых людей. Напротив, по доброте и милосердию своему Он больше времени уделял именно им.
В день завоевания Мекки, когда все люди пребывали в потрясении от впечатления исходящей от Него мощи и силы, один из мекканцев, дрожа, стуча зубами от страха и спотыкаясь, осмелился приблизиться к Нему:
«О Посланник Аллаха! Обучите меня Исламу!» – Он ободрил своего земляка, напомнив ему о тех временах, когда Его возможности были вовсе не такими широкими:
«Успокойся, брат мой! Я не король и не правитель. (Имея в виду своих родителей) я сирота твоего соседа – курайшита, евшего мясо, высушенное на солнце», – показав не имеющий равного в истории пример скромности.
В тот же день Его ближайший сахаба – досточтимый Абу Бакр – да будет доволен им Аллах - притащил на своей спине престарелого отца, чтобы Он призвал его к Исламу. Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует - сказал: «О Абу Бакр! Зачем ты утомлял своего престарелого отца, притащив на такое расстояние? Разве мы не могли бы пойти к нему?!»
Посланнику Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - было свойственно всегда напоминать людям о своей человеческой природе. Он так представлял себя народу: «Я такой же человек, как и вы. Только ко мне приходит божественное откровение!..» (Аль-Кахф, 110) В той части шахады, где подтверждается Его пророческая миссия, постоянно добавляя и делая акцент на слове «’абдуху» (раб Аллаха), Он предостерегал свою умму от заблуждения, которое постигло прежние народы.
Тех, кто чрезмерно возвеличивал Его, предупреждал: «Вы не поднимайте меня выше степени, принадлежащей мне по праву! Ведь Аллах, прежде чем назвать «Посланником», назвал меня «Рабом». У Посланника Аллаха была емкость для еды под названием «гарра», которую можно было поднять лишь вчетвером. Однажды, во время между утренним и полуденным намазом, когда Духа-намаз был уже совершен, принесли эту емкость с едой. Когда собралось множество сахабов, Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует - присел на колени. Один бедуин, увидев это, сказал:
Что это за манера сидеть?
На это Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и приветствует - ответил:
― Всевышний Аллах создал меня славным рабом, а не своевольным деспотом (Абу Дауд, Et‘ime, 17/3773). Однажды Он сказал:
― (Включая и меня) никто не сможет заслужить рая своими богоугодными делами и поступками!
Сахабы изумленно спросили:
― О Посланник Аллаха, и Вы тоже?
― Да, и я тоже!.. Если божественная милость моего Господа не поможет мне!.. Потому что, если Его милосердие, милость и прощение не снизойдут на меня, я не смогу войти в рай! Совершенные дела и меня не спасут!.. (Бухари, 18; Mуслим, Mунафикун, 71-72; Ибн Маджа, Зухд, 20; Дарими, Рикак, 24).
Досточтимый Пророк - да благословит его Аллах и приветствует - предостерегал свою умму от огня ада, объясняя, что те, кто проявляет в одежде высокомерие, гордость и роскошь, в день воскресения оденутся в одежды унижения. Вот некоторые из благородных хадисов, затрагивающих эту тему: «В день воскрешения Аллах не взглянет на лица тех, кто высокомерно волочит одежды по земле» (Бухари, Либас, 1, 5). «Тех, кто одевается в этом мире в величественные одежды, Аллах в день воскрешения оденет в одежды позора» (Ибн Маджа, Либас, 24).
Пророк Мухаммад Мустафа
Духовно – просветительский портал «ummet.kz»