25
Ср,
дек

һижри

Человеческие качества Пророка Мухаммада (с.а.у)

История пророка (с.а.с)

Если бы Досточтимый Пророк – (да благословит его Аллах и приветствует), несущий в себе все доброе и благое, не оказал честь этому миру своим появлением, человечество до окончания веков оставалось бы в дикости и темноте угнетения, слабые были бы рабами сильных. Равновесие нарушилось бы в пользу зла. Мир оказался бы в руках угнетателей и обладающих силой. 

Произошедший из невежественного и далекого от центров цивилизации общества, этот человек, не умеющий читать и писать, изумил людей всей эпохи содержанием знания и мудрости, которые Он принес. Он простер целое море чудес, дна которого не могли достичь и не смогут достичь до Конца света. Это подтверждается, прежде всего тем, что Священный Кор’ан, освещая множество событий, происходивших в прошлом, и рассказывая о тех, что произойдут в будущем, а также затрагивая многие вопросы, связанных с наукой, за 1400 лет не был опровергнут ни ходом истории, ни одним научным открытием. В то время, как самые знаменитые мировые энциклопедии и сегодня вынуждены обновлять и поправлять себя, выпуская каждый год по новому тому. Этот Пророк, родившийся сиротой, не умевший ни читать, ни писать, не получал уроки у людей; Он пришел как спаситель всего человечества, как переводчик скрытого от человеческих глаз мира, как учитель школы Истинно Сущего. 

 1- Его разговор и улыбка.

Речь нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) была приятной и впечатляющей. Голос его был сильным и громким, слова он произносил отчетливо, так что окружающие могли запоминать сказанное. Обычно он повторял сказанное три раза, при этом голову держал высоко. Он никому не говорил бранных слов и никого не прерывал в разговоре. Пустословие отсутствовало в его речи. 

У первой жены Пророка Хадиджы (да будет доволен ею Аллах) от первого мужа был сын по имени Хинд (да будет доволен им Аллах). Он был хорошим оратором. Однажды Хасан (да будет доволен им Аллах) спросил у Хинда о манере речи Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Тот ответил: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находился в постоянном размышлении и предпочитал молчание. Без необходимости он не говорил. Но когда говорил, то каждое слово произносил отчетливо и чисто. Жестикулируя, он поднимал всю руку. Удивившись чему-либо, он разводил руками. Иногда рассказывая о чем-либо, он ударял в ладони. Шутя во время разговора, он опускал глаза. Редко смеялся, но часто улыбался». Судя по некоторым рассказам, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) никогда громко не смеялся. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), будучи в состоянии гнева или спокойствия, всегда говорил истину. При объяснении некоторых тем для полного понимания объяснял косвенно. Когда он хранил молчание, говорили его сподвижники. 

 2 - Его манера сидеть.

Наряду с сидением опустившись на колени, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) имел манеру сидеть, скрестив ноги (багдаш), а также подобрав колени к животу и обхватив ноги руками (курфуса). Он часто предпочитал эту манеру сидения. Так же он имел манеру сидеть, завернувшись в одежды и охватив спину и колени тканью или ремнем (ихтиба). Эта манера сидения была похожа на предыдущую. Когда Пророк садился, он прикрывал ноги и колени мантией (джубба), руками приводил в порядок одежду. Чтобы не причинять неудобство своим сподвижникам, он не сидел среди них, вытянув ноги. Обычно он садился, обратившись лицом в сторону Каабы. Усаживая пришедших к нему гостей, он стелил им свой шерстяной плащ (аба). Иногда он усаживал гостя на свою подстилку. Он не сидел, накреняясь назад с заложенными за голову руками, и не позволял так сидеть своим сподвижникам. 

 3 - Его походка.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ходил легко и быстро, будто спускался с возвышенности, при этом не смотрел ни вправо, ни влево. Он ходил небольшими, но частыми шагами, ногу ставил на землю всей ступней. Походка его была сильной, уверенной и сбалансированной. Ходил он быстро. По этой причине те, кто сопровождали его, отставали или с трудом поспевали за ним. При ходьбе у него не было привычки смотреть по сторонам. Если нужно было посмотреть на что-либо или в какую-либо сторону, он поворачивался всем телом. 

 4 - Его манера еды.

Ведя скромный образ жизни, Посланник Аллаха был непривередлив к пище и получал удовольствие от еды в обществе. Опускаясь на колени, он садился на обе ноги и приступал к еде с именем Аллаха. 

Я раб и как рабы я ем и пью,[Ибн Саад, Табакат 371-372] - говорил он. Он не ел горячей пищи и говорил, что в ней нет блага: В горячей пище нет блага. Всевышний Аллах не кормит нас огнем. Поэтому охлаждайте свою еду.[Мухаммад Газзали, Ихъяу улюмид-дин, Каир, изд. Иса аль-Баби аль Халеби, II, 367 Бейхаки и Табарани] 

Он всегда брал еду, находящуюся перед ним, тремя пальцами, редко помогая четвертым. Ему не нравилось, когда еду берут двумя пальцами. Иногда во время еды он прибегал к помощи ножа. Однажды ‘Усман (да будет доволен им Аллах) принес Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сладкое блюдо под названием «балуза». Отведав сладости, он спросил: Это что за блюдо и как оно готовится? Да будут искуплением для тебя моя мать и отец, о Посланник Аллаха! Раскаливаем на углях сковороду и растапливаем на ней масло с медом. Затем, помешивая, добавляем пшеничной муки, пока не загустеет. И получится сладость, которую вы видите перед собой, - сказал ‘Усман. Поистине прекрасное блюдо,[Ибн Маджа, Атима 62] - похвалил Пророк. Посланник Аллаха питался хлебом, приготовленным из непросеянной ячменной муки. Ему нравилось есть огурцы со свежими финиками и солью. Из фруктов ему нравились больше всего мягкие, свежие финики, дыня, арбуз и виноград. Арбуз он ел с сахаром и хлебом, иногда со свежими финиками. Дыню арбуз он ел придерживая двумя руками. Финики ел правой рукой, собирая косточки в левую. Бывало, что он ел виноград, поднося ко рту всю гроздь. Часто едой ему служили финики и вода. 

Когда случалось одновременно есть финики с молоком, он говорил: Это самая прекрасная еда. Он очень любил мясо и мясные блюда. Ел тирит (хлебную похлебку) с тыквой. Любил тыкву и говорил: Это овощ брата моего Юнуса. Он ел дичь, однако сам не охотился.[Ибн Маджа, Атима 62] Когда он ел мясо, не наклонялся к нему, а подносил ко рту и откусывал зубами. Ему нравились бараньи ножки, вареная тыква, накрошенный хлеб с уксусом, финики «аджва (сорт фиников, произрастающих в Медине)». Остатки пищи он собирал пальцами и говорил при этом: В остатках еды еще большее благо.[Байхаки 2:371] Не почистив пальцы, он не вытирал руки об полотенце. В конце еды он благодарил Всевышнего Аллаха, дарующего все блага, и затем мыл руки. Пить воду старался в три приема. Каждый раз начиная с именем Аллаха (Бисмиллях) и заканчивая восхвалением Аллаха (Альхамдулиллях).[Табарани] 

Когда он пил воду или молоко в присутствии людей, то передавал сосуд тому, кто находился справа от него, и желал, чтобы и дальше передавали таким образом. Он не дул и не выдыхал в сосуд, из которого пил. Делал вдох или выдох только после того, как отводил от себя сосуд. 

Будучи в чьем-либо доме он вел себя скромнее стыдливой девушки, не просил еды и ел только в том случае, если скатерть была накрыта. Он ел и пил то, чем угощали. Бывало, что и сам брал еду и питье. Он никогда не набивал желудок сам и не приветствовал, когда это делали мусульмане. Он говорил: Человек не наполнял более худшего сосуда, чем свой желудок. Достаточно съесть нескольких кусков, чтобы вновь обрести силу. Если же случилось, что человек поддался своим желаниям, ему следует одну треть желудка выделить для еды, еще одну треть для питья и оставшуюся одну треть для дыхания.[Ибн Маджа Атима 50] 

 5 - Его одежда.

В одежде Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не придерживался какого-либо определенного вида и одевал то, что имелось в наличии: будь то изар,[полотно вокруг бедер, прикрывающее ниже пояса] рида,[полотно, с закинутым на плечо концом, прикрывающее выше пояса] рубашка или джубба.[Плащ с широкими рукавами] Он одевался просто, любил зеленый цвет, но большей частью, носил одежду белого цвета. Пользовался носками, которые прислал в подарок король Эфиопии Негус.[Ибн Маджа, Либас 31] 

Иногда он надевал вышитый кафтан. Кафтан был из атласной ткани и очень подходил к его белой коже. Он не носил одежду, спускающуюся ниже щиколоток. Изар был еще короче. Платок поверх чалмы (тайласан) свободно опускался между плечами. У него было окрашенное шафраном покрывало, на котором он порой совершал намаз. 

Согласно некоторым сообщениям, иногда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пользовался одеждой из йеменской ткани в красную полоску, которая называлась «хулле хамра». Обычно он носил одежду, связанную из козьей шерсти. После кончины Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) ‘Айша (да будет доволен ею Аллах) показала народу одежду, которую он носил до последних минут жизни. Это была заплатанная накидка и длинная рубашка из грубой ткани ручной работы. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предпочитал одежду полезную для тела и удобную в ношении. Он наставлял, что одежда не должна быть предметом хвастовства. Поэтому он сам не носил роскошных одежд и запрещал это другим. 
Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) носил сандалии из коровьей кожи, которые крепились к ногам ремешками. 

 6 - Его любимые цвета и благовония.

Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) нравились белый, зеленый и желтый цвета и он говорил, что белый - это самый лучший цвет. Иногда он с головы до ног облачался в желтый цвет. Красный цвет ему не нравился. Однажды Абдуллах бин ‘Умар (да будет доволен им Аллах), надев одежду красного цвета, явился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) намекнул ему на то, что ему не нравится красный цвет, и тогда, вернувшись домой, Абдуллах сжег эту одежду. Узнав об этом Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: Ты поступил неправильно, уничтожив ту одежду. Ты мог бы отдать ее какой-либо женщине.[Аср Садат 2:10] Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) любил благовония. Хороший запах был одной из трех вещей, любимых им в этом мире.[Насаи, Ишарату ан-Ниса, Ибн Ханбаль 3:128] Среди арабов популярным было благовоние под названием «сукк». Сподвижники (да будет доволен им Аллах) говорили, что Пророк, проходя мимо, оставлял после себя приятный запах. В качестве благовоний он использовал мускус и амбру. 

 7 - Его постель и отдых.

Постелью Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) служили иногда набитый пальмовыми листьями кожаный матрас, иногда сложенная пополам накидка или кусок ткани, иногда циновка, а порой и вовсе простое ложе. Кожаная подушка была набита пальмовыми волокнами. 

Хафса (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: Однажды для большего удобства Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) я свернула вчетверо кусок ткани, но он остался недоволен тем, что я так много забочусь о его отдыхе.[Тирмизи, Шамаиль 261] В другом хадисе ‘Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: Однажды ко мне пришла женщина из ансаров. Она увидела постель Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), набитую пальмовыми волокнами. Спустя некоторое время она прислала матрас набитый шерстью. Увидев её, Досточтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Что это?». «О Посланник Аллаха, приходила женщина из ансаров и, увидев твою постель, прислала это», - ответила я. Тогда Посланник Аллаха сказал следующее: «О ‘Айша, верни эту вещь. Если бы я захотел, Всевышний Аллах дал бы мне под мое подчинение горы серебра и золота».[Мауахиб Ладуннийа, пер. I, 571, из Бейхаки; Асым Кёксал, История Ислама, XI, 153 ] 

Даже в то время, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) стал правителем всей Аравии, в его доме не было ничего, кроме небольшой тахты и бурдюка для воды. 

Собираясь отдохнуть, он всегда ложился на правый бок, подкладывая правую руку под правую щеку. Когда отдыхал в пути, подкладывал под голову правую руку. Не любил во сне ложиться на живот и не разрешал этого своим сподвижникам, говоря: «Аллах не любит такое положение».[Ибн Ханбаль 4:388] 

 8 - Его чистоплотность.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) придавал большое значение чистоте. Однажды, повстречав неопрятного и грязного человека, он сделал ему резкое замечание: «Ты что совсем не моешься?» Как-то к нему пришел человек в жалком облачении: 

«У тебя совсем нет средств к существованию?» – спросил он. 

Услышав в ответ «Есть!» - произнес: «Если ты получил милость Господа, то пусть следы этой милости будут заметны на тебе».[Абу Дауд, Либас 14] Некоторые люди, еще не избавившиеся от своих привычек идущих от времен джахилии (доисламского невежества), позволяли себе плевать на землю, совершали подобные действия, даже будучи в мечетях во время богослужений, не придавали значения необходимости поддерживать чистоту. Позволяли себе справлять нужду на улицах, дорогах и под деревьями. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в крайней степени возмущался таким привычкам. Увидев однажды подобное проявление нечистоплотности, он рассердился до такой степени, что его благородное лицо побагровело.[Насай, Масаджид 8] Поняв причину его гнева, женщина из числа ансаров тут же почистила это место, чем заслужила любовь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). 

Нашему Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) не нравились резкие запахи, исходящие от таких овощей как редька, лук, чеснок и порей. Он высказывал пожелание, чтобы люди, вкусившие подобную пищу не приходили в мечеть и не доставляли неудобства окружающим. На собраниях с присутствием Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) уделялось внимание комфорту членов общины, для чего возжигались камфара и другие благовония. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указывал на необходимость освежения мечетей благовониями в дни пятничной молитвы. Однажды в жаркий день в мечеть пришла группа из нескольких работников в своих рабочих одеждах. Мечеть была небольшая, и воздух в ней сразу наполнился посторонним запахом, на что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Было бы лучше, если бы вы пришли помывшись.[Аср Саадат 11] В дальнейшем полное омовение тела в пятницу стало сунной. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не расставался ни в пути, ни в быту с такими туалетными принадлежностями как гребень, зеркало, мисвак (палочка для чистки зубов), розовое масло, сурьма, ножницы.[Асим Кексал, История ислам, Стамбул 1980. 162 и далее] Мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) постоянно содержалась в чистоте. 

 9 - Его привычки и ежедневные занятия.

Имам Тирмизи в свой книге под названием «Шамаиль» приводит слова Праведного Али (да будет доволен им Аллах) о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху ‘алейхи ва саллям) разделял свой день на три части. Одна часть времени предназначалась для поклонения, другая часть посвящалась делам народа, а третья часть - личным делам. 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после полуночи или же после прохождения двух третей ночи вставал, чистил зубы мисваком, который был тут же возле подушки, и после омовения совершал ночную молитву (тахаджжуд), оставаясь некоторое время в молитвенном бдении. Затем он выходил на утреннюю молитву в мечеть. После совершения утренней молитвы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ложился на молитвенный коврик и отдыхал до восхода солнца. После этого он приступал к проповеди и наставлению людей, которые собирались возле него. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выслушивал пришедших к нему людей, включая даже сны, которые они ему пересказывали, занимаясь, таким образом, их мирскими и религиозными делами. По рассказам, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) до полудня совершал четыре или восемь ракатов молитвы ад-Духа, после чего возвращался домой и занимался домашними делами. Чинил одежду и обувь, доил домашних животных. 

По завершении послеполуденной молитвы он навещал каждую из своих жен, справлялся о их делах, ночь же проводил у одной из них. Другие жены тоже собирались возле нее и оставались у нее до вечерней молитвы. После совершения вечерней молитвы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) возвращался домой, а жены расходились по своим комнатам. После завершения вечерней молитвы он читал в своей комнате одну из сур Корана: аль-Исра, аз-Зумар, аль-Хадид, ат-Тагабун, аль-Джум’а. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) старался совершать омовение перед каждой молитвой. Однако бывало, что совершал несколько молитв с одним омовением, например, во время взятия Мекки. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал молитвы сунна и нафиля большей частью дома, а фард в мечети, сопровождая их чтением длинных сур.[История ислама 329-352] 

 10 - Его Собрания.

Собрания с участием Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) устраивались просто и скромно. В его доме даже не было двери. Но, тем не менее, его пророческая степенность приводила сердца всех в трепет. Все кто его видел, ощущал волнение в своем сердце. Присутствовавшие сподвижники сидели до такой степени безмолвно и тихо, что со стороны казалось, будто они боялись спугнуть птиц, сидевших у них на головах.[Дарими, Мукаддима 4] На собраниях у него не было какого-то заранее определенного места. Он так же запрещал и другим присутствовавшим на собрании иметь постоянно определенное место. Сам он, придя на собрание, непременно усаживался в самом конце. В ходе беседы он никого не порицал и чрезмерно не восхвалял. Он не говорил слов, в благости которых не был уверен, никогда не вызывал своими словами у людей скуки. 

Из тех, кто хотел высказаться, предпочтение отдавалось не по знатности происхождения, богатству и влиянию, а судя по знаниям и добродетельности. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прежде выслушивал бедных и нуждающихся, старался удовлетворить их потребности. В его присутствии все сидели, склонив головы. И сам он сидел очень скромно. Когда он начинал говорить, каждый с глубоким внимание слушал его. Он никогда не прерывал говорящего. При обсуждении какого-нибудь вопроса он выдвигал свои идеи. Шутки произносимые в разговоре веселили его и он не оставлял их без ответа. На собраниях он уделял внимание каждому в отдельности, каждый получал пользу от общения с ним. Собрания с его участием проходили в скромности и спокойствии. Целью этих собраний было наставление и воспитание. Интересуясь делами присутствующих, он желал понять их нужды. 

Он стоя приветствовал тех, к кому питал большое уважение и любовь. В тоже время он не позволял, чтобы другие вставали при его появлении. Когда к нему приходила Фатима (да будет доволен ею Аллах) Пророк(да благословит его Аллах и приветствует) вставал и целовал её в лоб.[Абу Дауд, Адаб 155] Он поступал таким же образом, приветствуя свою кормилицу и молочных братьев. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ценил красноречие. Собрания с его участием проходили с добрыми шутками и смехом. 

 11 - Его красноречие.

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) происходит из племени Курейш, которое выделялось среди арабских племен красноречивостью. Вырос он в роду Са’д из племени Хавазин. «Я самый красноречивый из вас»,[29] - говорил он. Обитатели рая будут говорить на таком же прекрасном наречии.

В своих проповедях Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) использовал изящный язык. Во время произнесения проповеди в его руках был лук или посох, на которые он опирался. Во время проповеди в мечети он опирался на посох, а на поле битвы - на лук. Пятничные или праздничные проповеди он произносил в определенное время, время же остальных проповедей не было определено. Проповеди Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) были, своего рода, импровизацией, то есть не были записаны заранее. В своих проповедях он отдавал предпочтение повествовательным предложениям. Желая увеличить воздействие своих слов, он строил предложения в форме вопроса-ответа. В эмоционально возвышенных местах проповедей тело его содрогалось с головы до кончиков пальцев. Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был пророком, зовущим к вере, победителем, проповедником, полководцем, мудрецом и главой государства. Речи нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были наполнены восторгом веры и воодушевлением. Его речи оставляли у слушателей глубокое впечатление, а самые грубые сердца смягчались под воздействием его слов. В самые тревожные времена его слова успокаивали воспламененные и взвинченные эмоции, смягчали чувства людей, полных вражды друг к другу. Вековая вражда между племенами Аус и Хазрадж была устранена его чудесным вмешательством. Мунафики хотели испортить отношения между возвращавшимися с битвы при Мусталике ансарами и мухаджирами. Однако подоспевший вовремя Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) утихомирил разгневанных людей. 

 12 - Его поведение в пути.

Отправляясь в путь во время джихада или для совершения паломничества, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) определял спутниц из числа своих жён по жребию. Больше всего ему нравилось выходить в путь в четверг, предпочтительно поутру. Садясь верхом он произносил «Бисмиллях», а устраиваясь в седле, после троекратного такбира воздавал хвалу Господу. Во время подъема он произносил «Аллаху Акбар - Аллах Велик», а при спуске «Субханаллах - Слава Аллаху». Даже в самых трудных путешествиях он занимал себя божественным зикром, находясь верхом, он совершал дополнительные молитвы (нафиля), хотя направление движения могло и не совпадать с расположением Каабы. Ибо сказано в Коране: «Куда бы вы не обратили свой взор, он будет направлен к Аллаху». По возвращении он прежде всего шел в мечеть, совершал два ракаата молитвы, затем шел домой к семье. Для того, чтобы жены могли должным образом подготовиться к встрече, он так же запрещал и сподвижникам расходиться по домам сразу по возвращении из похода. 

 13 - Его манера гостеприимства и посещения больных. 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сам принимал посетителей, пришедших на встречу с ним, первым протягивал руку для рукопожатия и, поздоровавшись, не спешил отнимать руку первым. Если кто-то хотел сказать что-нибудь ему на ухо, он не отводил голову на полуслове. Пришедшие его навестить гости прежде здоровались, просили разрешения войти и после этого входили в дом. Сам он так же, когда шел навестить кого-нибудь, останавливался перед правой или левой створкой двери со словами «Ассаляму алейкум» и просил позволения войти в дом. Если было позволено, входил, если нет - уходил обратно. Здороваясь со сподвижниками (да будет доволен им Аллах), он крепко и энергично пожимал им руки. Встречая на своем пути мужчину, женщину, ребенка, раба, он приветствовал каждого из них. Однажды, повстречав сидящих вместе мусульман и мунафиков, он поздоровался со всеми. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) придавал посещению больных большое значение и считал это обязанностью для мусульман.

При посещении больного он вселял в него надежду, щупал пульс и прикасался своей благословенной ладонью ко лбу. Произносил молитву Всевышнему Аллаху о выздоровлении больного и говорил ему: «Если будет на то воля Аллаха, ты поправишься». Если кто-нибудь своим своими словами портил настроение, он был недоволен таким поступком. В присутствии больного он не говорил о смерти.  

 14 - Его привычки 

Наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приступал к работе всегда с правой руки, обувь одевал с правой ноги. В мечеть он входил с правой ноги, если предстояло что-либо раздавать начинал с тех, кто находился с правой стороны. Приступая к работе, он всегда произносил «Бисмиллях». Одежду также одевал справа, а снимал слева. Анас (да будет доволен им Аллах) говорит: «Однажды ко мне домой пришел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и попросил воды. Я подал ему молоко. Слева от него сидел Абу Бакр, перед ним ‘Умар, а справа некий бедуин. После того, как Посланник Аллаха попил молоко, ‘Умар хотел передать сосуд Абу Бакру, но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пожелал, чтобы сосуд передали бедуину, сидящему справа». 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к своим сподвижникам по кунье, женщин, имеющих детей, он так же называл по кунье; даже бездетным женщинам и детям он находил родословные и так обращался к ним. Подобным образом он выражал уважение к каждому человеку.

 

 

Духовно - просветительский портал«ummet.kz»

Поделиться: