Хиджра – происходит от арабского слова «хаджара» и означает «отказаться, оставить». А в шариатском значении данное слово означает переселение мусульман из одного места в другое, в случае оказывания на них давления или притеснения со стороны неверующих из-за их религиозных убеждений (за то, что они являются мусульманами).
Исламские ученые рассматривают хиджру с двух позиций. Аль-Из ибн Абдуссалам (р.а.), удостоившийся звания султана среди ученых, выделил две разновидности хиджры и дал им следующие определения:
1. Духовная хиджра. Это значит оставить неверие и принять ислам, оставить бидаат и вернуться к Сунне, перестать придавать сотоварищей Аллаху и принять единобожие, перестать грешить и во всем повиноваться Аллаху. Ученые посчитали самым правильным и важным данный вид хиджры и высказали свое мнение, что для каждого мусульманина совершение этого вида хиджры является тому доказательством:
В рассказах Сахиха имама аль-Бухари (р.а.), в хадисе, переданном Абдуллой ибн Амром, говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал следующее: «Настоящим мусульманином является тот, чьи дела и слова не причиняют зла другим мусульманам, а по настоящему, совершающий хиджру, считается тот, кто сумел отказаться от всего, что было запрещено Аллахом».
2. Настоящая хиджра. Это значит переселиться из одного места в другое. Нормы данного вида хиджры могут меняться в зависимости от религиозных убеждений страны, из которой и в которую осуществляется переселение.
Так как установление фетвы имеет отношение к мусульманам Казахстана, ниже предлагается решение Совета Улемов при ДУМК.
Решение:
Основные условия совершения хиджры: общество в стране, которую намеревается покинуть мусульманин является безбожным, и к тому же управляющие такой страны также являются неверующими, поскольку выступают против основополагающих ценностей Ислама, запрещают мусульманам придерживаться необходимых атрибутов религии и совершать основные ритуалы и тем самым оказывая давление на мусульман. А именно: категорически запрещают мусульманам исполнение пяти столпов, являющиеся основой религии (свидетельство о том, что нет божества кроме Аллаха и о том, что Мухаммад (ﷺ) Посланник Аллаха, намаз, пост, закят, хадж), запрещают азан, закрывают все мечети, ограничивают проведение мусульманских праздников. В подобных исключительных случаях мусульманам с целью сохранить свою религию вменяется в обязанность совершить переселение.
В качестве примера можно привести известный случай из истории, когда наши предки, в результате давления и притеснения атеистического правления Советской власти, были вынуждены переселиться в другие страны, чтобы сохранить свою религию, язык и традиции.
В нынешней ситуации, хвала Всевышнему Аллаху, мы живем в независимой стране, которой правит мусульманин. Двери наших мечетей открыты, где мы беспрепятственно соблюдаем религиозную практику, и наши мусульманские праздники проводятся на должном уровне, Учитывая вышеуказанные понятие условия в шариате, ошибочное мнение некоторых мусульман, что «совершение хиджры из своей страны в другую, является обязательным», противоречит первоначальным условиям хиджры. Поскольку Посланник Аллаха (ﷺ) в хадисе, переданном Имамами аль-Бухари и Муслимом (р.а.) говорит:
«После взятия Мекки нет хиджры».
Из этих слов следует знать, что нет необходитмости совершать хиджру из одной мусульманской страны в другую. Потому что после взятия Священной Мекки мусульманами было прекращено переселение в Лучезарную Медину и в другие мусульманские земли. На основании данного хадиса было принято решение, что нет никакой необходимости совершать хиджру из страны, где разрешены все основные атрибуты и ритуалы религии Ислам.
Отдел шариата и фетв ДУМК