Думали ли вы о том, какой из ваших лучших поступков избавит вас от наказания и приведет в сады вечности? Многие полагают, что великую награду можно заслужить только путем больших усилий или лишений. Однако Священный Коран на корню отвергает такой подход, ибо «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (сура 2 «Корова», аят 185).
Он установил для нас много легких путей, ведущих к Его довольству, и знающие люди используют их, обретая щедрую награду, в то время как несведущие взваливают на себя бремя, которое порой оказывает непосильным для них. Разве вы не читали в Коране, что монашество люди писания придумали сами, желая обрести довольство Аллаха, но не смогли выполнить все его требования (сура 57 «Железо», аят 27)?
Одним из таких простых деяний, не обременительных для людей, но столь угодных Всевышнему, является омовение. Оно не требует больших усилий и не отнимает много времени. Оно заряжает бодростью, поднимает настроение, помогает поддерживать тело в чистоте. Но самое главное — посредством омовения верующий очищает от грехов каждую часть тела, которой касается вода. В «Сахихе» Муслима приводятся слова нашего посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Если человек совершил омовение должным образом, то грехи выходят из его тела и даже из-под его ногтей».
А в другом достоверном хадисе, переданном со слов Абу Хурайры, говорится: «Когда мусульманин или верующий раб во время омовения моет лицо, то вода или последняя капля воды смывают грехи, которые он совершил своими глазами. Когда он моет руки, то вода или последняя капля воды смывает грехи, которые он совершил руками. Когда он моет ноги, то вода или последняя капля воды смывает грехи, которые он совершил ногами, так что он выходит очищенным от грехов» (Муслим).
Каждый орган и каждый участок нашего тела нуждаются в таком очищении. Или вы считаете полоскание рта чем-то незначительным? Разве какая-либо другая часть тела нуждается в очищении больше, чем наши уста и наш язык? И наверное, есть какой-то скрытый смысл в том, что именно в ротовой полости собирается столько бактерий, не только необходимых для пищеварения, но и вредоносных.
А сколько глубокого смысла в словах пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха: «Чистота — половина веры» (Муслим).
В комментариях улемов мы находим разные объяснения этим словам. Есть мнение, что здесь имеется в виду чистота духовная: она равноценна половине веры, потому что вера складывается из совершения богоугодных дел и отказа от всего богопротивного, а духовная чистота достигается за счет отказа от грехов. Однако молитва и другие богоугодные поступки тоже смывают грехи, и эта деталь делает данное истолкование неубедительным. Кроме того, в хадисе речь идет не столько о чистоте духовной, сколько об омовении, что подтверждается версиями ат-Тирмизи и Ибн Маджи. В первой из них говорится: «Омовение — половина веры», а во второй упоминается совершение омовения должным образом. Именно поэтому Муслим поместил хадис Малика в начало раздела об омовении.
Под верой в хадисе Малика подразумевается молитва, и чистота приравнивается к ее половине, потому что молитва не принимается без омовения. Кроме того, если омовение само по себе смывает грехи, то вкупе с молитвой оно становится еще большим искуплением и поэтому может считаться его половиной. С употреблением слова "иман" в значении "молитва" мы сталкиваемся и в Коране: «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере» (сура 2 «Корова», аят 143). Известно, что мусульмане молились в сторону Иерусалима в течение шестнадцати месяцев, и после изменения киблы Всевышний Аллах сообщил, что их молитвы в сторону прежней киблы не пропадут даром. Такое объяснение убедительно, и ему отдает предпочтение имам ал-Мубаракфури в сочинении "Тухфа ал-ахвази" (9/349).
Ибн Раджаб увязывает истолкование данного хадиса с другим высказыванием посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Если кто-нибудь из вас совершит омовение должным образом, а потом скажет: “Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — раб Аллаха и Его посланник”, то перед ним раскроются восемь ворот рая и он войдет в те ворота, в которые пожелает» (Муслим). Получается, что омовение наряду со свидетельством веры обеспечивает попадание в рай, и в этом смысле оно является половиной веры.
Сколько же вокруг нас людей, которые не совершают омовение и не предстают перед Господом небес и земли? Сколько среди нас самих тех, кто не надлежащим образом моет лицо, руки или ноги во время омовения? А сколько тех, кто не произносит после этого свидетельство веры, упуская прекрасный шанс заслужить прощение и великую награду? Поистине, нет для человека большего несчастья, чем невежество.