Современное состояние казахстанской религиозной сферы невозможно оценить однозначно. Псевдорелигиозные, деструктивные и тоталитарные идеологические инъекции в общественное сознание, проблема экстремизма и радикализма все больше тревожит казахстанцев. В СМИ неоднократно поднимаются вопросы соотношения религии и светскости, духовной составляющей общества, введение в школьное образование дисциплины «Религиоведение». На этом фоне казахстанская молодежь выделяется нестандартностью и решительностью в методах апробации новых углов взгляда на ценностные парадигмы постсекулярного сознания.
Говоря о молодежи, стоит упомянуть социальные, культурные, нравственные, мировоззренческие, идеологические, языковые, личностные и другие проблемы, из которых она вынуждена постоянно искать выход. Ее положение усугубляет отсутствие религиозного образования, опыта, критического мышления, чувства рациональности и последовательности, а главное терпения. В совокупности все это представляет «бомбу замедленного действия», что создает благоприятные условия для пропаганды фанатизма, деструктива всевозможными нетрадиционными и псевдорелигиозными объединениями.
Как утверждает экспертное сообщество, радикализация молодежи протекает на фоне комплекса нерешенных социальных, культурных, ментальных и нравственных вопросов. Не стоит забывать и о влиянии глобализации, охватывающей умы, сознание и культуру нашей молодежи. Она столкнулась с вызовами западной культуры потребления и прозападных идеологов латентного атеизма. Казахстанскому обществу пытаются навязать европейские псевдодемократические и либеральные ценности, оторванные от традиционной религии и духовенства. Эвтаназия, однополые браки, гей парады, ранние аборты… и это еще не полный список признаков вседозволенности, выхолащивания общепринятых норм морали и оторванности от основ традиционной религии.
Взгляд на последние десятилетия позволяет заметить, что в нашем светском обществе идут искусственные процессы ломки традиционных ценностей, трансформации общества. Выражается это в том, что если человек не мыслит, как это принято в постсекулярном обществе, не разделяет идеи духовного секуляризма – его считают аморальным противником светскости, религиозным фанатиком. В современных реалиях мораль стала не духовной составляющей, которая корнями уходит в религиозные заповеди, а формой общественного сознания. Как следствие – духовная дезориентация, кризис духовных ценностей. К большому сожалению, казахстанская молодежь уже давно зажата в тисках этой нравственной деградации, пытается противостоять натиску идеологического, мировоззренческого регресса.
В качестве своеобразного ответа современным ценностным вызовам является процесс возрождения религиозных основ, духовности. Ни для кого не секрет, что в мечетях и молельнях большую часть прихожан составляют юноши и девушки. Набирают обороты интернет-сайты религиозного характера, стали актуальны аудио, видео материалы, толкующие основы веры и вероисповедания. Это можно объяснить стремлением вернуться к истокам традиционного духовенства прошлого, когда жители Центральной Азии были частью мусульманской общины.
И тут инициативная молодежь наталкивается на весомые преграды. Первая, и наиболее существенная, – из нее пытаются сделать средство, а не цель! Деструктивные и псевдорелигиозные организации стремятся ею манипулировать, завладеть неокрепшим духовным сознанием, завербовать в свои ряды, дестабилизировать ситуацию во всей республике. Вторая – стремление к возрождению религиозных истоков морали и нравственности воспринимается в качестве вызова светскому строю государства, секуляризму, демократии.
Учитывая все риски и угрозы, государство предпринимает попытки уберечь молодое поколение от радикализации, канализировать их инициативу в сторону синтеза духовно-религиозной традиционности и современности, выработать у нее «внутренний фильтр», нежели отдать на откуп сект. Типичный пример – введение курса религиоведения в старших классах, финансирование грантовых проектов для религиоведческих исследований, пропаганда традиционности, толерантности и светскости в госучреждениях и т.д.
Молодежь стала постепенно приходить к пониманию того, что для духовного и материального развития ей требуется избавиться от искусственно навязанных, силой привитых под лозунгом экономического и социального развития общества западных стереотипов. Избавится от мифов и страшилок о том, что человек придерживающийся традиций предков не может быть современным, развитым и креативно мыслящим. Напротив, хотелось бы заверить, что молодежный креатив ярче проявляется в традиционных и общепринятых рамках обычаев, не отторгается обществом.
В свою очередь государство всегда готово поддержать начинания и способствовать развитию молодого поколения. В частности 2015 год для молодежи начался с того, что депутаты Сената Парламента приняли новый Закон РК «О государственной молодежной политике». Одной из главных его особенностей является то, что теперь законодательно закреплен статус молодежных ресурсных центров. Основная цель – информационно-методическое, консультационное сопровождение, поддержка и развитие молодежных организаций. По данным Совета по молодежной политике при Президенте РК только за 2014 год их помощью воспользовались 491 899 человек.
Казахстанская молодежь давно перестала стесняться быть яркой, быть не похожей на других, выделятся из бездуховной массы, быть противоречивой ей в положительном смысле этого слова. Иными словами, если мир вокруг нее катится в тартарары, портится изнутри, морально разлагается, противоречит народным традициям, то противоречивость ему и стремление к яркому, светлому, гаранту стабильности не должно восприниматься в качестве вызова светскости – это показатель духовного развития.
Мурат Смагулов
Источник: e-islam.kz