В Коране и в хадисах неоднократно упоминается о том, какое положение занимает у Аллаха мир этот с его украшениями и какое пагубное воздействие оказывает он на человека, и содержится предостережение от его зла.
Всевышний Аллах сказал: «Приукрашена [заложена в природе искушением] для людей [мужчин] страстная любовь (влечение) к женщинам (к противоположному полу), [а также] чувство [самозабвенной или эгоистической] любви к своим детям. Представлено людям в лучшем свете [приукрашено, внушено, разрекламировано, распиарено желание накапливать] золото и серебро в больших (огромных) количествах. [Также приукрашена страстная любовь] к прекрасным скакунам, [а у кого-то] к животным и пашням (сельскохозяйственным угодьям). [Но это всего лишь предметы желаний, пробуждающие страсть. На каждом из перечисленных пунктов человек может потерять себя, неверно расставив акценты внимания и заботы, ошибочно предполагая, что в этом — вся жизнь.]
[Не ослепляйтесь, не теряйте рассудок, помните о том, что есть временное, а есть постоянное, есть мирское, а есть и вечное; гармония во всем этом актуальна и важна, а потому не забывайте, что все упомянутое] — предметы (наслаждения) мирской обители [у них есть начало и порой непредсказуемый конец]. А у Всевышнего — неизмеримо лучшее из того, к чему можно прийти [к чему можно и нужно стремиться]». (Сура3, Семейство «‘Имрана», аят 14).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал свою общину от обольщения миром этим и погони за мирскими благами, потому что это стремление негативно сказывается на всей мусульманской общине и особенно на тех, кто занят призывом к религии Всевышнего.
Абу Са’ид аль-Худри (р.а.) передает что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине мир этот хорош и пригож, и, поистине, Аллах сделал вас Своими наместниками в нем, чтобы посмотреть, что вы будете делать. Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин, ибо, поистине, первое искушение сынов Исраиля было связано с женщинами».
Печальное последствия стремления к мирским благам проявились и в битве при Ухуде. Ибн ‘Аббас (р.а.) передает: «Когда в день битвы при Ухуде Всевышний Аллах даровал мусульманам победу, лучники сказали: “давайте присоединимся к людям и к Пророку Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Пусть они не опередят вас в сборе трофеев, а иначе они заберут все себе, а вам ничего не останется!” Некоторые сказали: “Мы не сдвинемся с места, пока Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не разрешит нам!”
Тогда Всевышний Аллах ниспослал: «Среди вас есть такие, которые желают этого мира, и такие, которые желают Последней жизни» (Сура 3, Семейство «‘Имрана», аят 152).
Ат-Табари сказал: «В словах Всевышнего “Среди вас есть такие, которые желают этого мира” подразумеваются трофеи. Ибн Мас’уд сказал: “Я не считал, что кто то из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, может желать мира этого, пока о нас не были ниспосланы в день битвы при Ухуде Слова Всевышнего: «Среди вас есть такие, которые желают этого мира, и такие, которые желают Последней жизни”».
Случившееся в день битвы при Ухуде должно служить назиданием и уроком для всех проповедников ислама. Любовь к миру этому может незаметно проникнуть в сердца верующих, и они начнут предпочитать мир этот миру вечному и тому, что необходимо делать для того, чтобы заслужить вечное блаженство. Они станут ослушиваться ясных предписаний Шариата. В качестве примера можно привести лучников, ослушавшихся категоричного веления Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Обоснование для этого создали страсти человеческой души человеческой души и любовь к миру этом, и они поступили наперекор Шариату и забыли однозначный приказ. Подобное случается с верующими, когда они не замечаю, как любовь к мирским благам овладевает их душами и заставляет их предпочитать мирское и тленное миру вечному и исполнению обязанностей, которые Всевышний Аллах возложил на верующих.
Следовательно призывающие к исламу должны внимательно следить за собой, исследовать все самые потайные уголки своей души и вырывать из нее любовь к миру этому, чтобы она не отвращала верующего от исполнения велений Шариата и не подталкивала его к ложному истолкованию этих обязанностей, основанному на страстях и любви к мирским благам.
Духовно – просветительский портал «ummet.kz»