Если мы обратимся к истории и окунёмся в жизнеописание таких пророков, как Ибрахим, Сулейман, Муса и Иса (мир им), то увидим, что Иерусалим всегда имел важное значение в истории человечества.
Посланник Аллаха (ﷺ) посетил Иерусалим во время своего чудесного Ночного Путешествия и последующего за ним Вознесения к Аллаху (Исра ва-ль Миградж). Именно здесь его приветствовали все пророки, когда-либо ходившие по нашей бренной земле, именно здесь они джамаатом совершили намаз.
Более того, Иерусалим был для мусульман первой киблой – направлением во время молитвы. И это продолжалось на протяжении более 10 лет, пока Всевышний Аллах не повелел Своему Посланнику (ﷺ) изменить киблу в сторону Мекки.
Почему же тогда мусульмане с самого начала не молились в сторону Каабы?
Во-первых, первоначальное направление было символическим представлением общих верований и наследия мусульман, евреев и христиан. Мухаммад (ﷺ) считал всех предшествующих пророков своими братьями, и именно через совершение молитвы в направлении Иерусалима он мог выразить почтение оставленному наследию. Направление молитвы позже изменилось, чтобы Ислам внёс уникальный вклад в это пророческое наследие. Однако обратите внимание, что на протяжении всей истории Иерусалим и его святилища будут по-прежнему почитаться мусульманами за ту ценность, которую они имели для всех посланников Бога.
Значение для религии
Пророк Мухаммад (ﷺ) вдохновлял и призывал своих сподвижников и последователей разделить его любовь к Иерусалиму и священной мечети Аль-Акса. Пророк (ﷺ) говорил о том, что прочитанная в Аль-Аксе одна молитва по ценности равна 500 по значимости. Путников он наставлял: «Если вы собираетесь путешествовать в любую точку мира, пусть мечеть в Иерусалиме будет приоритетом».
Пророк Мухаммад (ﷺ) также отмечал, что, если при посещении мечети намерения человека чисты и искренни, то Всевышний простит все грехи. Однако, пожалуй, отдельно стоит остановится на этом высказывании Пророка (ﷺ): «Если вы не можете посетить мечеть Аль-Акса, то, по крайней мере, пошлите масло, чтобы зажечь в ней светильники». Другими словами, сделайте всё возможное, чтобы поддержать мечеть и её прихожан, вне зависимости от вашего географического положения.
Вехи истории
Через несколько лет после смерти пророка Мухаммада (ﷺ) халифом становится Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.). Именно в годы его правления Иерусалим был завоеван мусульманами. Когда же Умар (р.а.) отправился в новые владения, то Патриарх пригласил халифа помолиться в Храме Гроба Господня. Умар (р.а.) отказался, так как опасался, что в случае совершения намаза в церкви, мусульмане захотят превратить её в мечеть. Из уважения к христианскому святилищу Умар (р.а.) предпочёл совершить намаз неподалеку. И, как он и предсказывал, позже мусульмане построили мечеть, названную в его честь, которая стоит и по сей день на том самом месте, где он читал намаз.
Именно во время этого визита Умар (р.а.) заключил договор с жителями Иерусалима, обещая им безопасность, в том числе сохранение их имущества, церквей и общины в целом, уверяя, что никто не пострадает и не будет принужден оставить свою религию, а священные места и предметы не будут осквернены.
Эти договорённости действовали на протяжении большей части исторического мусульманского правления в Иерусалиме. К примеру, Салах ад-Дин, несмотря на годы кровопролития во время Крестовых походов, предшествовавших взятию им Иерусалима, был милостив по отношению к тысячам мирных жителей и оставил почти все религиозные святилища невредимыми и нетронутыми.
Точно так же при османском султане Сулеймане Западная стена была значительно расширена и усовершенствована, в конечном итоге став местом поклонения для многих евреев в Иерусалиме. Материалы трибунала Османской эпохи также свидетельствуют об участии евреев в исламских судах в качестве истцов и свидетелей, а также занятие ими административных должностей.
Мусульмане и Иерусалим
Мусульмане на протяжении всей истории почитали истинную любовь Пророка Мухаммада (ﷺ) к Иерусалиму и всему, что он символизирует. Это была традиция, берущая начало со святилищ, которые она охраняла, и заканчивая переживаниями бесчисленных пророков, посещавших её святые места.
Мусульмане считают Иерусалим священным не только потому, что он почитается всеми религиями, но и потому, что он является символом братства между посланниками и народами.
Ильмира Гафиятуллина
Источник: islam-today.ru