Исламская цивилизация оставила после себя богатое культурное наследие. Это не только произведения искусства и шедевры архитектуры, которые восхищают людей во всём мире, но и простые элементы дизайна, без которых невозможно представить себе уют и комфорт современного дома.
Абажуры для защиты насекомых от огня
Пожалуй, каждый светильник на планете сегодня обрамлён абажуром. Он создаёт в помещении приятный полумрак и украшает комнату элегантным декором.
Но появились первые плафоны для ламп не для красоты и удобства, а для того, чтобы исполнить одно из повелений Аллаха.
Абажуры стали делать в Османской империи более 500 лет назад.
Верующие начали обрамлять керамическими и стеклянными сосудами факелы в мечетях, поскольку привлекаемые светом насекомые летели на открытый огонь и сгорали. А убийство живого существа посредством огня, даже если это насекомое, запрещено в Исламе.
Сообщается, что Абдуллах бин Мас'уд сказал: «(Однажды) когда мы вместе с Пророком ﷺ проехали мимо сожжённого муравейника, Пророк ﷺ разгневался и сказал: "Поистине, не следует человеку никого подвергать наказанию Всемогущего и Великого Аллаха!"» (сб. хадисов Абу-Дауда, ан-Нисаи и Ахмада).
Верующих беспокоило, что в стенах храмов, где люди собираются для поклонения Всевышнему, каждый день по вине людей гибнут живые создания, которых Аллах запретил убивать огнём. И они придумали способ защитить насекомых, поместив открытый огонь внутрь керамических плафонов, которые на цепочках подвешивали к потолку.
В Европу абажуры пришли двести лет спустя. Они появились во Франции для защиты от дождя и ветра пламени уличных фонарей.
Уличное освещение и первые керосинки
Кстати, фонари и уличное освещение как таковое – тоже изобретение мусульман.
Улицы мусульманских городов стали освещёнными в X–XI веках, после того как персидский врач и химик Мухаммад Ар-Рази изобрёл способ переработки сырой нефти в керосин. В своей Книге Секретов «Китаб Аль-Асрар» он описал два способа получения этой горючей жидкости.
В Европу идея уличного освещения пришла через исламскую Испанию лишь 500 лет спустя, когда эта страна была завоёвана христианами. Видя, как живёт население Андалусии, европейские захватчики переняли многие атрибуты их цивилизации.
В Россию фонари были привезены с Запада лишь в начале XVIII века при Петре I.
Однако турецкое происхождение слова «фонарь» (fener по-турецки означает «маяк») говорит о том, что родина этого осветительного прибора находится не в Европе, а на мусульманском Востоке.
Кафель – украшение мечетей и дворцов
Ещё одним полезным изобретением, которое мусульмане подарили миру, является кафель.
Появилась глянцевая плитка в Персии задолго до нашей эры. Но своего расцвета производство кафеля достигло в мусульманском Иране X–XI веков. Плиточной мозаикой украшали мечети, мавзолеи и дворцы как снаружи, так и внутри.
Самыми древними дошедшими до нас архитектурными шедеврами, украшенными плиткой, являются мечеть Саида в Исфахане и мечеть Джами в Казвине, возведённые в XII веке.
Во времена Халифата, когда исламские земли были едины, кафель быстро распространился из Персии в Турцию, Северную Африку, Испанию и Центральную Азию.
В каждом регионе кафельная плитка приобрела свой отличительный региональный дизайн. В Турции плитку расписывали голубыми кобальтовыми красками, создавая растительный орнамент. А в Андалусии и Марокко плитка декорировалась разноцветным пёстрым узором и укладывалась асимметрично, создавая лоскутный узор.
Именно из мусульманской Испании кафель пришёл в Европу, где изначально его применяли не для удобства в ванной, а для украшения церквей, изображая на плитке библейские сюжеты.
В наше время и фонари, и кафельная плитка уже производятся повсеместно, поэтому мало кто может вспомнить об их мусульманском происхождении.
Однако многие предметы интерьера ещё не утратили своего восточного колорита и прочно ассоциируются с исламским миром.
Ковры – изобретение кочевых народов
Прежде всего это ковры. Сейчас ковёр есть в каждом доме, и практически в каждой стране налажено ковровое производство, однако самыми лучшими и дорогими коврами по сей день считаются ковры ручной работы из Ирана, Турции, Туркменистана и других мусульманских стран.
Ковроткачество зародилось у кочевых племён южного Прикаспия задолго до нашей эры.
Старейший ковёр, дошедший до наших дней, был найден на Алтае. Он датируется V веком до нашей эры и по орнаменту мало чем отличается от современных.
Для кочевников ковры имели большое значение, поскольку они заменяли постель и не давали замёрзнуть на холодной земле. Ковры не только клали на пол, но и украшали ими стены юрт. Постепенно ковры были заимствованы соседствующими с кочевниками оседлым народами.
Узор на ковре был не просто украшением. Каждый символ имел значение. К примеру, на туркменских коврах обычно изображены приплюснутые звёзды-восьмиугольники. Этот символ называется «гёль», что означает «цветок». У каждого туркменского племени «гёль» на коврах был разный, и по узору ковра можно было определить, в каком племени он сделан. Сегодня на флаге Туркменистана изображены несколько «гёлей» разных племён, что символизирует единство туркменской нации.
В Азербайджане орнамент ковров совсем иной. В центре расположен круг или фигурный многоугольник, символизирующий солнце, а орнаменты по краям ковра, также многоугольники, обозначают звёзды. Это наследие доисламских времён, когда люди поклонялись огню и огненным небесным светилам. В исламский период эти символы потеряли сакральное значение и превратились просто в красивый узор.
Кроме того, на самом ковре нередко можно встретить узоры, напоминающие деревья, плоды граната или рога барана. Они показывали то, что было важно для повседневной жизни людей.
В Европу ковры были завезены в XI веке крестоносцами. Они были настолько редкими и дорогими, что стелить ковры на пол у европейцев не поднималась рука. Коврами украшали стены и покрывали ими столы вместо скатерти.
Собственно европейское ковровое производство зародилось во Франции, когда в XVII веке по приказу короля Генриха IV в Париже открылась мануфактура, выпускающая ковры наподобие турецких.
Диван – мебель казённых учреждений Востока
Слово «диван» впервые встречается в текстах IX века, описывающих халифат времён Умара ибн аль-Хаттаба (634–644), и означает вовсе не мебель, а списки распределения государственных доходов, а также место хранения данных списков.
При создании административной системы халиф опирался на пример державы Сасанидов, поэтому дал одному из ведомств персидское название. Позднее этим термином стали называть различные государственные канцелярии и типичную для подобных учреждений мебель – длинные скамьи с мягкой набивкой.
Средневековые многоэтажки
Высотные дома считаются достижением современности. Но мусульманские инженеры освоили науку вертикального строительства более 1000 лет назад, применяя при этом уникальную технологию.
В йеменской провинции Хадрамаут расположен уникальный город Шибам, застроенный глиняными небоскрёбами, самыми древними на планете.
Высотные дома начали возводить в Йемене в IX веке, и с тех пор технология строительства практически не изменилась.
Многоэтажные здания высотой до тридцати метров были построены из необожжённых кирпичей, созданных из смеси глины и рубленой соломы без использования дополнительных связующих элементов.
Прочность и устойчивость зданиям придаёт инженерная хитрость: толщина стен с высотой уменьшается так, что на верхних этажах стены в пять раз тоньше, чем на первом.
В Шибаме в разное время было построено более пяти сотен многоэтажных зданий, в большинстве из которых до сих пор живут семьи потомков основателей города. Самому старому небоскрёбу здесь 750 лет.
Глиняные высотки украшены резными деревянными дверями и решётчатыми окнами с такими же резными ставнями.
В 1982 году город был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «один из старейших и самых ярких примеров городского планирования, основанного на принципе строительства по вертикали». В последние десятилетия новые глиняные здания не возводятся, но местные жители бережно сохраняют древние постройки, реставрируя дома по мере необходимости.
Источник: islam.ru