إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعينُ
«Лишь Тебе одному мы поклоняемся и лишь Тебя одного молим о помощи».
Имам Ас-Са`ди сказал:«Поклонение – это обобщенное название благодеяний и слов, произносимых вслух или про себя, которые любит Всевышний Аллах и которыми Он бывает доволен».[1]
Имам Ибн Кассир сказал: «Не поклоняемся никому другому, кроме Тебя и не полагаемся ни на кого, кроме Тебя». Это пример полного подчинения. И религия состоит из двух основных частей. Первое: не придавать Всевышнему Аллаху сотоварищей. Второе: признание рабом своей немощи и поручение себя Господу».[2]
Аль-Харауи (да будет доволен им Всевышний Аллах) говорит: «Слова раба, в обязанности которого вменяется поклонение: «Лишь Тебе одному мы поклоняемся»,-являются утверждением господства Всевышнего Аллаха и того, что Он достоин поклонения».[3]
Суть того, что в этом аяте сначало говорится: «Лишь Тебе одному мы поклоняемся»,-а потом: «И лишь Тебя одного молим о помощи»,-в том, что: «Раб в каждом виде поклонения нуждается в помощи Всевышнего Аллаха»,-и по этому, требуется, чтобы: «прежде всего учитывалось право Всевышнего Аллаха».[4] Почему? Да потому что: «Цель раба – поклонение Всевышнему Аллаху. В этом деле мольба Всевышнего о помощи – путь к достижению цели. А суть поклонения перед мольбой о помощи – совершение действий в соответствии их важности».[5]
Единственный путь ведущий к истинному счастью и благоденствию, это – поклонение Всевышнему Аллаху. А когда деяние считается поклонением? Когда оно совершено ради Всевышнего Аллаха соответственно требованию Священного Корана и сунне пророка Мухаммада (мир Ему и благословение Всевышнего Аллаха).[6]
[1]«Тайсируль-Каримир-Рохман».
[2]«Мухтасару тафсири Ибни Касир».
[3]«Аль-Жамиъу ли ахкамиль-Кур`ан».
[4]то есть, прежде раб должен выполнить требование своего Господа, а потом уже будет в праве просить. Это уже будет являтся правом раба.(«Тайсируль-Каримир-Рохман»)
[5]«Мухтасару тафсири Ибни Касир».
[6]«Тайсируль-Каримир-Рохман».