26
Чт,
дек

һижри

Черное мясо «Гаибат-Злословие»

Разное
Объявление

Когда посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует отправлялся в путешествие или в военный поход, то он отправлял к двум богатым мусульманам одного бедного. Этот бедный мусульманин прислуживал во время похода двум богатым, готовил им еду на привалах и сам ел вместе с ними.

Во время одного из походов посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует назначил Салман-уль Фарси, да будет доволен им Аллах, к двум другим. Салма-уль Фарси раньше них отправился к месту предстоящего привала. Однако там он уснул и поэтому не смог приготовить еду к их приезду. Те два человека прибыли к месту привала. Увидев, что еда не готова, они сказали Салман-уль Фарси:

— Ты приготовил что-нибудь?
— Я заснул и поэтому ничего не приготовил.
— Тогда сходи к посланнику Аллаха и попроси что-нибудь поесть.

Салман-уль Фарси пришел к посланнику Аллаха да благословит его Аллах и приветствует и тот сказал ему:

— Иди к Усаме ибн Зейду. Если у него есть излишки еды, то пусть даст тебе.

Усама, да будет доволен им Аллах, перевозил с собой запасы продуктов и вещи посланника Аллаха.

Салман аль Фарси, да будет доволен им Аллах, отправился к Усаме, да будет доволен им Аллах, однако и у него еды не оказалось. Тогда Салман-уль Фарси, да будет доволен им Аллах, вернулся обратно к своим двоим спутникам и объяснил им ситуацию. Те сказали:

— У Усамы есть еда, но он жадничает.

Затем они отправили Салман-уль Фарси за едой к  другим сахабам. Салман, да буде доволен им Аллах, ушел, но и на этот раз он не смог ничего найти. Когда Салман вернулся, эти двое сказали:

— Если отправить Салмана за водой к колодцу Сумейха[1], то и тогда он вернется с пустыми руками.

Затем они пошли узнать,  действительно ли у Усамы, да будет доволен им Аллах, нет еды. Когда они пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то он сказал им:

Я вижу черное мясо в ваших ртах (под «черным мясом», посланник Аллаха подразумевал, мясо умершего, которое почернело от долгого времени, сравнив их злословие с такой отвратительной вещью).

— О, посланник Аллаха! Клянемся Аллахом, мы сегодня не ели мяса!
— Нет! Вы ели мясо Салмана и Усамы (злословили о них). В связи с этим случаем был ниспослан следующий аят:

«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный»[2](«Рух-уль Баян» 9/88)

Назидание:

Гаибат — это упоминание за спиной другого мусульманина того, что ему не понравилось бы, если бы он это услышал. Гаибат является харамом. Аллах Всевышний уподобил гаибат поеданию мяса умершего человека и сказал в Коране:

 «…и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?»[3]

Необходимо сразу уточнить, что гаибат — это упоминание того, чем человек действительно обладает. А приписывание человеку того, чего у него нет, или того, что он не делал, называется клевета. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказа однажды одному из сахабов:

— Знаешь ли ты, что такое гаибат?
— Аллах и Его посланник знает лучше.
— Такое упоминание своего брата, которое бы ему не понравилось (если бы он это случайно услышал, или если сказать ему это в лицо).
— О, посланник Аллаха! А если то, что я говорю, действительно присуще моему брату? То и в этом случае это будет гаибат?
— Если ты говоришь о том, что присуще твоему брату, то это и есть гаибат. А е5сли сказанное тобой не присуще твоему брату, то в этом случае ты оклеветал его[4].

Было сказано: «Тот, кто злословит о людях, подобен тому, кто, установив катапульту, стреляет камнями направо и налево без разбора, ибо человек злословящий о других, разбрасывает свои благодеяния направо и налево без разбора. Его благодеяния переходят тому, о ком он злословил.

К Хасан-уль Басри, да смилостивиться над ним Аллах, пришел один человек и сказал: «Такой-то человек, злословит о вас». Тогда Хасан-уль Басри попросил передать тому человеку тарелку фиников со словами: «Как я слышал, ты подарил мне некоторые из своих благодеяний и я хочу отблагодарить тебя за твой подарок».

 

[1] Название глубокого и полноводного колодца в Медине
[2] «Аль-Худжурат» 49/12
[3] «Аль-Худжурат» 49/12
[4] Передал Муслим

Поделиться: