Введение
В ходе своего взаимодействия с национальной культурой, продолжавшегося более тысячелетия, ислам стал традиционной религией в Казахстане. Известно, что проникновение этой религии на территорию современного Казахстана началось в II/VIII веке. Первым толчком к ее углубленному распространению в местном обществе стала Таласская (Атлахская) битва в 133/751 году. Совместная победа войск Абу Муслима (129-138/747-755) и тюркских кочевых племен над танской армией открыла путь для исламизации этого региона.
Выдвижение династии Караханидов (225-607/840-1211) и основание ими своей государственности в стране тюрков (Туркистан, обширный регион в Центральной Азии, к востоку от государства Саманидов, 204-395/819-1005) стали факторами для придания исламу статуса государственной религии в их обширных владениях. Последующее завоевание Караханидами северо-восточной части территорий соседнего государства Саманидов в 389/999 году инициировало процессы глубоких изменений в мусульманском обществе Трансоксианы (Междуречье, Мавараннахр) [1, с. 137].
Существенное значение в распространении ислама среди всех народов региона имели не только богословы (‘улама’) центральных регионов мусульманского мира, но и местные деятели. Ученые Центральной Азии внесли крупный вклад в развитие исламской цивилизации и сохранение культурных ценностей в регионе. История свидетельствует о том, что исламизация многих сфер общественной жизни носила мирный и традиционный характер.
Религиозная политика Караханидов во вновь завоеванных областях имела свои особенности. Они заключались в особом отношении к местным богословам, располагавшим реальным влиянием среди жителей Мавараннахра, особенно, столичного города Самарканда. Для проведения этой политики Караханиды стали использовать ученых-выходцев из других регионов. Например, ими приезжие ученые из правобережных районов Сырдарьи (Туркистан), раньше других вошедших в состав государства, назначались на высшие духовные должности (шайх ал-ислам, кади и др.). Вероятно, такая политика проводилась в целях ослабления общественных позиций местных самаркандских богословов, крепко связанных с различными слоями горожан общими корпоративными интересами.
Находясь в составе государства Караханидов, локальные мусульманские общины в таких казахстанских городах, как Фараб, Исфиджаб, Тараз и др., в эту эпоху пережили пока слабо исследованную трансформацию культурных ценностей. В настоящий момент изучение этих процессов и изменений представляет научный интерес для исследователей. О ходе трансформации в жизни простых людей, общества и государства могли бы сообщать письменные источники, созданные в этой локальной среде. Однако, их большая часть остается не изученной и не введенной в научной оборот. Одним из составителей ценных источников такого характера является ханафитский правовед (факих) Баха’ ад-дин Абу-л-Ма‘али Мухаммад ибн Ахмад ибн Йусуф ал-Исфиджаби (ум. в 500/1106-1107 г.), родом из Исфиджаба. [2, с. 201, 301].
Его труд «Зад ал-фукаха’» составлен в качестве комментария к известному в рамках ханафитского мазхаба сочинению «Мухтасар ал-Кудури». По причине того, что данный источник не был издан, то он слабо привлекался для изучения истории мусульманского общества в Казахстане.
Автор сочинения
Мухаммад ибн Ахмад ал-Исфиджаби родился и получил образование в своем городе Исфиджабе (ныне руины этого города находятся на территории Южно-Казахстанской области). Здесь он сформировался как зрелый ханафитский правовед (факих). Однако сохранившиеся памятники средневековой историко-биографической литературы содержат краткие биографические и библиографические сведения о нем и его труде. Например, в них отсутствуют подробности его жизни и деятельности в его родном городе Исфиджабе.
Перенесение в 432/1040 году караханидом Ибрахимом Тамгач-ханом (444-460/1052-1068) своей столицы из Баласагуна и Узгенда в Самарканд стало важным событием не только в истории государства, но и будущим определяющим фактором в жизни нашего автора. Известно, что правители из династии Караханидов для нейтрализации влияния местных самаркандских ‘улама’ выдвигали на официальные должности богословов, приглашаемых из Туркестана и Исфиджаба. В рамках этой долгосрочной политики уже сформировавшийся в Исфиджабе знаток фикха Мухаммад ибн Ахмад ал-Исфиджаби был назначен на высшую религиозную должность в государстве Караханидов – шайх ал-ислама [2, с. 199].
В исторических источниках мы встречаем разные варианты написания его имени и дат жизни. Например, поздние ханафитские авторы ‘Абд ал-Кадир ибн Аби-л-Вафа’ ал-Кураши (ум. в 775/1373 г.) в «ал-Джавахир ал-мудийа» и Касим ибн Кутлубуга (ум. в 879/1474 г.) в «Тадж ат-тараджим» передают его имя в следующей форме: Баха’ ад-дин Абу-л-Ма‘али Мухаммад ибн Ахмад ибн Йусуф ал-Исфиджаби и, оба сообщают дату его кончины – 591/1194-1195 год. Однако другой автор, выходец из Золотой Орды Махмуд ибн Сулайман ал-Кафави (ум. в 989/1581 г.) в «Ката’иб а‘лам ал-ахйар» приводит приблизительную дату кончины автора – после 500/1106-1107 год. Из этого можно заключить, что поздние составители словарей (тараджим) в жанре историко-биографической литературы, повторив известную информацию, превращали эти краткие сведения о жизни и деятельности ал-Исфиджаби в более смутные данные. Почти все источники сообщают название его единственного труда, составленного в Самарканде – «Зад ал-фукаха’» [2, с. 201, 301].
О названии сочинения
В предисловии к своему произведению (мукаддима) автор сообщает о титуле своего сочинения – «Зад ал-фукаха’» («Помощь факихам», «Пища для ученых в области фикх»). Здесь же он объясняет причину выбора этого названия: «Знайте, что деяния могут уменьшаться, а события и хлопоты – увеличиваться, чувства убавляться, а память ослабевать; и тот, кто пожелал постигать фикх, тот не в состоянии находить все необходимое для этого из краткого текста [Мухтасар ал-Кудури], ставшего основой для нашего комментирования в целях подготовки [факиха] к будущим обстоятельствам в его карьере. Я сделал правильный шаг и принял верное решение, приступая к комментированию сочинения «Мухтасар ал-Кудури». Оно же принадлежит перу шайх ал-ислама Абу-л-Хусайна ал-Кудури ал-Багдади ал-Ханафи» [5, л. 1а].
В историко-биографической и био-библиографической литературе для данного сочинения приводятся два названия: действительное «Зад ал-фукаха’» и описательное «Шарх Мухтасар ал-Кудури» [2, с. 301; 9, л. 02б ].
Составление этого сочинения и его последующее распространение стали важным событием в истории ханафитского мазхаба. Об этом свидетельствует высокая оценка, данная ему Касимом ибн Кутлубуга: «Мухаммад ибн Ахмад ал-Исфиджаби создал ценный комментарий к книге «Мухтасар ал-Кудури», назвав его «Зад ал-фукаха’» [4, с. 76].
Действительными достижениями этой книги являются установление расхождений между позициями главных авторитетов мазхаба – Абу Ханифы (ум. в 150/767 г.), Абу Йусуфа (ум. в 182/798 г.) и Мухаммада аш-Шайбани (ум. в 189/804-805 г.), упорядочение мнений Зуфара ибн Хузайла (ум. в 158/775 г.) и других деятелей мазхаба. Это стало возможно благодаря высокому уровню всех отраслей знания, которое достигла к этому времени ханафитская школа Центральной Азии в эпоху правления династии Караханидов [3, с. 196].
В историческом плане «Зад ал-фукаха’» принадлежит к числу той группы сочинений, которые были составлены в период рассвета ханафитского мазхаба (XI-XIII вв.). Оно завершает тот период, когда в ответ на вызовы других богословско-правовых школ суннитского фикха составлялись классические труды ханафитов. Известно, что развитие ханафитского практического права (фуру‘ ал-фикх) получило свой импульс после опубликования «ал-Мухтасар фи-л-фикх», сочинения шафи‘итского факиха Ибн Сурайджа (ум. в 308/918 г.). В качестве ответа на данный вызов появился целый ряд трудов ханафитских авторов, среди которых выделяется рассматриваемое здесь сочинение «Зад ал-фукаха’».
Жанр сочинения
«Зад ал-фукаха’» относится к жанру комментариев (шурух), составленных по практической части ханафитского права (фуру‘ ал-фикх). Базовое сочинение – «Мухтасар ал-Кудури» Мухаммада ибн Ахмада ал-Кудури (ум. в 428/1037 г.), признанное в качестве авторитетного текста в части упорядочения и системного изложения положений ханафитского мазхаба. В качестве достоинств данного сочинения ал-Исфиджаби перечислил следующее: «Имам ал-Кудури смог охватить в своем сочинении все необходимые понятия, традиционно используемые в фикхе. Я же, в свою очередь, ограничусь приведением решений (фатава) в отношении большинства этих положений, а также к ним я добавлю отдельные положения. Это будет сделано мной в целях умножения польз (этой книги). При этом я постараюсь преодолевать краткость отдельных положений текста основного сочинения или же его излишнюю растянутость, достигая желаемой формы получения наилучшего результата».
Хотя ал-Исфиджаби получил первоначальное образование в Исфиджабе, тем не менее, значительную часть своей жизни провел в Самарканде. Соответственно, его комментарий был составлен на местном самаркандском материале. Из этого можно заключить, что в его сочинении нашли свое отражение реалии жизни средневекового центрально-азиатского общества. Его сочинение включает в себя специфические черты практики местных ученых, которые в своей деятельности учитывали локальные традиции, обычаи и менталитет окружавших их людей. В данном аспекте данное сочинение имеет значительный интерес для исследования важного отрезка истории духовной жизни Центральной Азии в XII веке. Исходя из этого, мы можем утверждать, что «Зад ал-фукаха’» имеет академическое значение, с одной стороны, как важный памятник правовой литературы ханафитов, с другой стороны, как первоисточник, сохранивший черты духовной жизни конкретного общества, конкретной эпохи.
Труд «Зад ал-фукаха’» посвящен задачам по корректному и лаконичному изложению положений ханафитского мазхаба в местной среде в практической и педагогической целях. С формированием и развитием мазхабов в суннитском исламе наступает исторический этап, когда формируются классические тексты. Определяющим в ханафитской литературе становится направление «мутун» («тексты»), в котором в ясном, лаконичном и емком виде формулировались основные положения и нормы мазхаба. Рассматриваемый труд представляет данное направление в практическом праве (фуру‘ ал-фикх). Поэтому его язык отличается ясностью и точностью. Структура сочинения соответствует стандартным требованиям, предъявляемым для трудов в этом жанре. Оно состоит из шестидесяти трёх частей (китаб).
Для изучения деятельности и творчества ал-Исфиджаби, по сравнению с трудами историко-биографической литературы, большее значение имеют списки его сочинения «Зад ал-фукаха’». Они представляют для внимания исследователей разнообразную информацию.
Степень распространенности сочинения
В одном списке (Birinci Serez 722) указано точное место переписки – ильханидский город Дамган (ныне в северной прикаспийской провинции Симнан, Иран). Из остальных пяти списков – два (Yeni Сami 466, Laleli 1001) происходят из вакфных библиотек верховных правителей-султанов, еще два (Veliyyuddin Efendi 1176, Feyzullah Efendi 795) – из вакфных библиотек шайх ал-исламов Османской империи (680-1342/1281-1924). Итак, отметки и оттиски печатей, сохранившихся в списках, дают нам представление о втором этапе (XIV-XVI вв.) бытования этого произведения вне Центральной Азии, и его движении в западном направлении через территории Ирана и Малой Азии.
Отметки на списках произведения позволили нам сделать заключение о том, что данное сочинение активно использовалось в деятельности шайх ал-исламов и изучалось в государственной системе мусульманского образования Османской империи.
Источники сочинения
Сочинение «Зад ал-фукаха’» охватывает примерно 12 тысяч вопросов. Автор, как правило, приводит подтверждения рассматриваемым положениям из Корана, сунны, преданий и филологических данных. На втором этапе при решении разночтений в их интерпретации упор делается на мнение Абу Ханифы (передается через выражения «принято у него» – «‘индах», «передается от его имени» – «‘анх»), а затем – на мнения двух его главных учеников («ас-сахибани», «сахибах») Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шайбани. Среди письменных источников находятся шесть книг Мухаммада ибн ал-Хасана аш-Шайбани из разряда «Захир ар-ривайа», в которых были собраны положения основоположников мазхаба («ал-Мабсут», «ал-Джами‘ ас-сагир», «ал-Джами‘ ал-кабир», «аз-Зийадат», «Китаб ас-сийар ал-кабир» и «Китаб ас-сийар ас-сагир»). Затем идут положения, разработанные поколением после непосредственных учеников Абу Ханифы. Оно продолжается до начала III/IX века. Ученые этого раннего периода обозначены термином «идущие впереди» (мутакаддимун). Все последующие поколения до ал-Исфиджаби попадают в разряд «идущих после старших» (мута’аххирун). Ученых Центральной Азии – своих современников ал-Исфиджаби называет «наши шайхи» (маша’ихуна). В книге иногда проводится сравнение положений с положениями мазхаба аш-Шафи‘и (ум. в 820 г.).
Язык и стиль ал-Исфиджаби
Стиль изложения ал-Исфиджаби сводится к следующим началам: сначала он приводит слова ал-Кудури, затем сам дает свои разъяснения. Обычно каждый раздел начинается со слов: «Он сказал…», затем следуют слова ал-Исфиджаби. Он не разбирает все положения, а делает это выборочно, где имеется необходимость в переделке. Она реализовывается через решения (фетва) авторитетов мазхаба. При этом определяющее значение имеют три фигуры: Абу Ханифа, Абу Йусуф и Мухаммад аш-Шайбани, которые в тексте обозначены словосочетанием «асхабуна» (наши сподвижники). При совпадении позиций всех трех имамов применяется термин «единодушное мнение» (иджма‘). Позиция двух учеников Абу Ханифы обозначается словами «у них двоих принято» (‘индахума, лахума). Каждый раздел заканчивается вердиктом ал-Исфиджаби, которое обозначается словом «ал-асахх» (наиболее правильный).
Когда со стороны ал-Исфиджаби затрагивается новый вопрос, не упомянутый автором основного текста, он вводится словами «автор ал-Мухтасара не затронул такой-то вопрос, мы беремся его выяснять». Когда прежде принятое решение отвергается и вводится новое решение, то это действие обозначается терминов «одобрение» (истихсан). Если новое положение вводится через использование метода аналогии (кийас), то оно оговаривается специально. Вышерассмотренное показывает, что при улучшении текста «Мухтасар ал-Кудури» ал-Исфиджаби придерживался срединного пути. При этом он старался опираться на достоверные источники и решения авторитетов мазхаба, взамен логическим умозаключениям.
Была предпринята попытка исследовать часть (от «Китаб ихйа’ ал-мават» до конца книги) сочинения «Зад ал-фукаха’» со стороны ‘Ид ибн Мухаммад ибн Хамд ад-Дусари [11, с. 3].
Он применил конфессиональный подход в своем исследования. Им были замечены «слабые» с его точки зрения стороны изучаемого источника, как слабое внимание к хадисам, что, по его мнению, серьезное упущение во всех книгах ханафитского фикха в общем. «Ущербность» мазхаба проявляется, по мнению исследователя, в использовании «слабых» хадисов, нарушении формальных правил цитирования хадисов, которые должны были извлекаться из специальных книг мухаддисов, а ханафиты берут их из книг по фикху, не прибегнув к подробному техническому анализу хадисов и цепей их передатчиков. Также подвергается критике использование слов «мутакаддим» и «мута’аххир» без именования конкретных авторов, цитирование текстов не по правилам «людей хадиса».
Значение «Зад ал-фукаха’»
Известно, что первым комментарием к «Мухтасар ал-Кудури» была работа его ученика ал-Акта‘ (ум. в 474/1081-1082 г.). «Мухтасар ал-Кудури» само послужило источником для многих последующих книг. Например, «Тухфат ал-фукаха’» ‘Ала’ ад-дин ас-Самарканди (ум. в 539/1144-1145 г.) было посвящено анализу тех вопросов, которые не были упомянуты и раскрыты в книге ал-Кудури. В последующим оно стало базой для «ал-Хидайа фи шарх ал-бидайа» Бурхан ад-дин ал-Маргинани (ум. в 593/1197 г.).
Среди комментариев «Мухтасар ал-Кудури» работа ал-Исфиджаби занимает особое место. Порядок, метод подачи и богатство «Зад ал-фукаха’» сделали ее популярной среди мусульман и настольной книгой ханафитов. Оно стало известным комментарием к одному из четырех почитаемых текстов (китаб му‘табар) в ханафитском мазхабе. Оно изучалось в качестве важнейшего учебного пособия в медресе Ближнего Востока, Центральной Азии, Афганистана, Индии и Китая на протяжении многих столетий.
Заключение
Высокая степень развития науки в сфере фикха, интеллектуальная среда общения Мухаммада ибн Ахмада ал-Исфиджаби в кругу самаркандских ученых в период правления Караханидов, личные достижения автора послужили той базой, на которой возник уникальный памятник богословско-правовой литературы. Структура сочинения и методы решения проблем показывают высокую образованность и эрудированность автора. Этот труд является полноценным, информативным источником для изучения традиционного ислама в Казахстане. Традиционный ислам приобретал новые грани через труды местных ученых. В этом отношении форма бытования ислама в Центральной Азии приобретал уникальность и неповторимость в сочетании с основными положениями ислама и традиций народа. Материал, содержащийся в сочинении ал-Исфиджаби, позволил установить высокий уровень научных традиций в Центральной Азии.
Материалы, извлеченные из сочинения «Зад ал-фукаха’», показывают некоторые черты социально-политической и духовной жизни в средневековом центральноазиатском обществе:
1) пользуясь поддержкой городского населения, факихи принимали непосредственное участие в духовных процессах, имевших экономическое, социально-политические звучание;
2) в новых исторических условиях, сложившихся в результате прихода к власти династии Караханидов приобрела все большее значение роль факихов в качестве выразителей интересов различных слоев населения;
3) для регулирования норм ислама и традиционных форм деятельности в местном социуме большую роль играли фетвы;
4) данное исследование показало, что история сложения центральноазиатской школы фикха показательна для понимания процессов формирования региональных форм бытования ислама, перманентного взаимодействия общеисламских принципов с местными формами их истолкования и понимания механизма функционирования ислама как сложной идеологической системы. Все это свидетельствует, что пример Казахстана и Центральной Азии во взаимодействии обшеисламских норм и местных форм жизни требует дальнейших углубленных исследований.
Кайрбеков Нурлан,
Доктор PhD; исламовед, религиовед
Наиб имам мечети «Нур-Астана»
Список использованных источников и литературы:
1. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Монография. Том 1. – Москва: Издательство восточной литературы,1963.– 763 с.
2. Муминов А.К. Ханафитский мазхаб в истории Центральной Азии, Монография. – Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2015. – 400 с.
3. ʻАбд ал-Кадир ибн Аби-л-Вафа’ ал-Кураши. ал-Джавахир ал-муди’а фи табакат ал-ханафийа. – Дж. I–II.– Хайдарабад, 1332/1913.
4. Касим ибн Кутлубуга ас-Судуни ал-Джамали ал-Мисри ал-Ханафи, Зайн ад-дин Абу-л-Фадл. Тадж ат-тараджим фи табакат ал-ханафийа. – Багдад: 1962. – 374 с.
5. Мухаммад ибн Ахмад ал-Исбиджаби, Баха’ ад-дин Абу-л-Ма‘али. Зад ал-фукаха’. Рукопись Библиотеки Süleymaniye, фонд «Yeni Сami 466». – лл. 1б–184б.
6. Мухаммад ибн Ахмад ал-Исбиджаби, Баха’ ад-дин Абу-л-Ма‘али. Зад ал-фукаха’. Рукопись Библиотеки библиотеке Millet Genel, фонд «Feyzullah Efendi 795». – лл. 1б– 286б.
7. Мухаммад ибн Ахмад ал-Исбиджаби, Баха’ ад-дин Абу-л-Ма‘али. Зад ал-фукаха’. Рукопись Библиотеки Süleymaniye, фонд «Laleli 1001». – лл. 1б–233б.
8. Мухаммад ибн Ахмад ал-Исбиджаби, Баха’ ад-дин Абу-л-Ма‘али. Зад ал-фукаха’. Рукопись Библиотеки Millet Genel, фонд «Veliyyuddin Efendi 1176». – лл. 1б–169б.
9. Мухаммад ибн Ахмад ал-Исбиджаби, Баха’ ад-дин Абу-л-Ма‘али. Зад ал-фукаха’. Рукопись Библиотеки Süleymaniye, фонд «Hafid Efendi 75». –лл. 1б –286б.
10. Мухаммад ибн Ахмад ал-Исбиджаби, Баха’ ад-дин Абу-л-Ма‘али. Зад ал-фукаха’. Рукопись Библиотеки Süleymaniye, фонд «Birinci Serez 722». –лл. 1б –169б.
11. Махмуд ибн Сулайман ал-Кафави. Ката’иб а‘лам ал-ахйар мин фукаха’ мазхаб ан-Ну‘ман ал-мухтар. Рукопись № 2929 Центра восточных рукописей имени Абу Райхана Беруни Ташкенского государственного института востоковедения (ЦВР). – 442 л.
12. ‘Ид ибн Мухаммад ибн Хамд ад-Дусари. Зад ал-фукаха’. Шарх Мухтасар ал-Кудури ли Абу-л-Ма‘али Баха’ ад-дин Мухаммад ибн Ахмад ал-Исбиджаби. – Мекка: Умма Кура, 2014. – 988с.