Мусульманский период в истории Испании (в ту пору известной как аль-Андалуc/Андалусия) был золотым веком исламской цивилизации и исламского общества. Господствовала гармония между исламом, христианством и иудаизмом, наука получила мощное развитие, а богатство и стабильность являлись скорее правилом, чем исключением.
Столица государства Кордова превратилась в крупнейший мегаполис Европы, процветающий город с полумиллионным населением, в котором образовательные и религиозные учреждения, а также торговля и промышленность процветали в атмосфере настоящего интеллектуального оживления.
В 936 году Ан-Насир начал строительство новой столицы, Аз-Захры, на склонах Аль-Аруса, горы в десяти километрах к северо-западу от Кордовы. Выполняющий главным образом функцию политического и военного центра, новый город стал памятником мусульманской архитектуры 10-го века. Его великолепные дворцы, жилые кварталы и великолепные сады побудили некоторых историков окрестить его «Версалем Омейядов».
В то же время андалузские Омейяды оказывали щедрое покровительство искусствам и наукам, в том числе естественным наукам. В результате в столице оказалось большое количество выдающихся врачей того времени.
Именно в этом городе в период расцвета науки родился Абу аль-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави, известный на Западе под своим латинским именем Альбукасис. Он стал величайшим мусульманским хирургом, и европейские хирурги того времени стали считать его большим авторитетом, чем даже Галена, признанного медика древнего мира. Аз-Захрави совершил прорыв в сфере хирургических операций благодаря изобретению хирургических инструментов и выведению ряда новых методологий. Его тридцатитомная медицинская энциклопедия в течение многих столетий использовалась в качестве стандартного текста по медицине во всей Европе. Влияние, которое он оказал на всю медицинскую практику, можно назвать поистине революционным.
Происхождение и предпосылки
Аз-Захрави жил во времена мощного Халифата Омейядов в Кордове. Он родился в 936-ом году, умер в 1013-ом году, служил при Омейядском халифе аль-Хакаме II и при военном управляющем аль-Мансуре. На протяжении всей своей жизни аз-Захрави был придворным врачом, находился под покровительством правителей аль-Андалуса, распознавших в нем медицинского гения, и служил врачом при дворе более 50 лет.
В отличие от многих врачей и медицинских учреждений современного мира, аз-Захрави настаивал на осмотре пациентов вне зависимости от их финансового положения. Наблюдая самых разных пациентов изо дня в день и ведя записи о процессе их лечения, он оставил очень ценный труд по медицинским знаниям, который назвал «ат-Тасриф».
Ат-Тасриф
Его медицинская энциклопедия состоит из тридцати томов, каждый из которых разбирает разные аспекты медицины. В одном из ранних томов он разъясняет, как диагностировать заболевания и отмечает, что хороший врач должен полагаться на свои собственные наблюдения за пациентом и симптомами, которые были у него замечены, не ограничиваясь лишь тем, что говорит сам пациент, что и практикуют сегодня современные врачи.
Аз-Захрави принимает целостный подход к медицине, описывая не только способы лечения заболевания, но также разъясняя, как эти заболевания можно предотвратить. Он посвящает часть своей книги перечислению продуктов, употребления которых следует избегать, составлению здоровой диеты и тому, как сделать пищу частью плана лечения. Особенно подробно он описывает негативное воздействие алкоголя на организм:
«[Алкоголь вызывает] общую слабость большинства нервных окончаний тела, затрудняет артикуляцию, ослабляет добровольные движения, вызывает артралгию, подагру и пр. … а также нарушения печени, что приводит к ее увеличению и непроходимости, а это, в свою очередь, является прямой причиной возникновения асцита и общего ухудшения здоровья»[1].
Хирургия
Наиболее значительным томом Тасрифа является 30-ый, посвященный хирургии, в котором он детально объясняет, как проводить операции при различных заболеваниях. В этом же томе он настаивает на том, что хирургам следует научиться очень хорошо разбираться в общей медицине, анатомии и даже в трудах философов, изучавших медицину, прежде чем приступать к операциям.
Аз-Захрави открыл большую часть тех процедур и материалов, которые широко используются во время операций в наши дни. Он первый использовал кетгут в качестве нити для внутренних швов. Кетгут – это нить, вытянутая из слизистой оболочки кишечника животных, является единственным материалом, который может быть использован в хирургии внутренних органов, поскольку рассасывается в организме, что избавляет от необходимости повторной операции по удалению внутренних швов. Он изобрел множество инструментов, без которых не может обойтись современная хирургия.
Он также был первым, кто использовал специальные щипцы во время родов, значительно сократив тем самым смертность младенцев и рожениц. Он первым провел тонзиллэктомию – операцию по удалению миндалин, с теми же устройствами давления на язык, крючками и ножницами, что используются сегодня, спустя десяток веков, современными врачами. Он изобрел скрытые скальпели, которые позволили хирургам делать разрезы, не подвергая опасности жизни пациентов. Он первым использовал и общую и местную анестезии с целью уменьшить боль, испытываемую пациентом во время операций.
Также аз-Захрави стал первым хирургом, сделавшим мастэктомию – удаление женских молочных желез при наличии в них раковой опухоли, и сегодняшние операции производятся в точно таком же порядке, в котором проводил их десяток столетий назад мусульманский хирург аз-Захрави. Он подробно описывал, как собирать и фиксировать кости при переломах, как проводить ампутацию конечностей, и даже то, как следует крошить камни в мочевом пузыре. Для одного только перечисления операций, в которых он стал первопроходцем, потребуется отдельная книга.
Несмотря на его необъятные знания и способности, он всегда отказывался проводить рискованные, ранее не проводившиеся операции, которые требовали большого эмоционального и физического напряжения пациента. Он верил в важность человеческой жизни и стремился продлить ее как можно дольше. Его прецедент является блестящим примером эффективного индивидуального подхода и искреннего отношения к своему делу, которому должны следовать любые врачи.
Наследие
Ат-Тасриф совершил свой путь из Андалусии по всему мусульманскому и христианскому мирам. На протяжении нескольких веков эта книга переводилась на латинский и другие европейские языки. И большинству открытых им методов, материалов и процедур были даны свои названия, которые не указывали на то, что они принадлежали ему.
К примеру, «положение Вальхера» во время родов и «метод Кохера» для фиксации смещенных плечевых суставов были изобретены аз-Захрави и описаны в его книгах, но приписаны более поздним европейским врачам.
Несмотря на те ограниченные возможности, которые аз-Захрави имел в свое время, его вклад в области медицины и, в частности, хирургии стал грандиозным прорывом для той эпохи. Без тех процедур, методик, материалов и инструментов, которые он открыл для хирургии, неизвестно, сколько еще она оставалась бы опасной варварской игрой в «угадал-не угадал». Его неоспоримый талант и последовательные записи процедур способствовали серьезному продвижению медицины на несколько веков вперед, и человечество по-прежнему остается в долгу перед этим гением.
Примечания:
[1] М. Реда Авадэйн (Awadain, M. Reda) под названием «Свежий взгляд и изучение некоторых страниц книги аль-Захрави – ат-Тасриф» (A Recent Look and Study of Some Papers of al-Zahrawi’s Book “al-Tasrif”). Islam Set. N.P. Веб от 16 декабря 2012 г.
Библиография:
1. Салим аль-Хасани (Al-Hassani, Salim), «1001 открытие: Бессмертное наследие исламской цивилизации» (1001 Inventions: The Enduring Legacy of Muslim Civilization). Вашингтон:National Geographic Society, 2012. Печать;
2. М. Реда Авадэйн (Awadain, M. Reda), «Свежий взгляд и изучение некоторых страниц книги аль-Захрави – ат-Тасриф» (A Recent Look and Study of Some Papers of al-Zahrawi’s Book “al-Tasrif”). Islam Set. N.P. Веб от 16 декабря 2012 г.;
3. М. Морган (Morgan, M.), «Потерянная история» (Lost History), 2007, National Geographic Society.